Самый сильный дождь этого сезона, ставший событием городского масштаба, прошел в пятницу, 13 июля. Но подобные наводнения могут случиться в Москве и в день, не отмеченный печатью суеверий. В пятницу на Солянке вода доходила пешеходам до колена и заливала салоны автомобилей. Также пострадали Ордынка, Спартаковская площадь, Садовническая улица. В основном вода затопила улицы в старых районах города — в центре и на востоке. «Я услышал сильный шум воды и выглянул на улицу — раньше я такого не видел, — рассказал «МН» житель Хитровской площади художник Николай Аввакумов. — Вода поднялась на метр и только в центре площади. Удивительно, ведь Хитровка сама по себе — это холм, но в нем, видимо, есть впадина».
Всего за несколько десятков минут выпало 32 мм осадков, более трети месячной нормы, которая составляет в Москве 83 мм. Впрочем, то, что горожане считают чуть ли не потопом, в ГУП «Мосводосток» называют штатной ситуацией. «Подтоплений не было», — сказала «МН» руководитель пресс-службы «Мосводостока» Марина Грунина. Она пояснила: «Подтопление — это то, что наносит материальный ущерб городу». Явление же, с которым москвичи сталкиваются после последних июльских ливней, чиновники называют «скоплениями воды» — таковые, по их мнению, исчезнут самостоятельно. Правда, как пояснила Грунина, 13 июля специалистам предприятия пришлось поработать — в «Мосводосток» поступила 71 заявка с залитых водой улиц, и лишь в 15 местах к приезду рабочих «скопление» пропало само собой.
Да и материальный ущерб ливень все же нанес, но не городу, а его отдельным жителям. «Я видел, как вечером, когда вода уже была откачана, несколько машин грузили на эвакуаторы — видимо, они не могли передвигаться самостоятельно», — делится впечатлениями Аввакумов.
К превращению улиц в потоки после сильных дождей москвичи уже привыкли — даже неспециалисты знают, что причиной тому становится засоренная ливневая канализация. Грунина подтверждает: засоренные коллекторы — одна из причин того, что вода скапливается и не уходит под землю. «Бывает, что и строители закатывают коллекторные решетки в асфальт. Или дорога идет вниз, и нужны дополнительные решетки», — добавляет представитель «Мосводостока».
Нельзя не учитывать и особенности гидроландшафта Москвы. Город, как известно, стоит на семи холмах, но вместе с ними есть много низменных мест, указывает бывший сотрудник «Мосводостока» Игорь Епифанов. К объективным факторам стоит отнести и осадки повышенной интенсивности, которые стали частыми в последние несколько лет. «Сети рассчитываются исходя из среднегодового количества осадков и коэффициента проникновения воды в землю, — объясняет Епифанов. — Чем больше асфальта, тем ниже коэффициент. Асфальт воду не пропускает, она собирается в лотковой части на дороге». Асфальта в городе положили, возможно, больше, чем стоило, отмечает эксперт, из-за этого общая площадь водосбора увеличивается, растет нагрузка на коллекторные сети.
В центре города самый распространенный диаметр трубы 40 и 60 см, и этого, говорят специалисты, уже не хватает. В старых районах есть места, где трубы просто не положили. «Может быть, тут был зеленый сад, а потом построили дома, положили асфальт, — говорит Епифанов. — В более новых районах при застройке градостроители ставили коробки, асфальтировали площадки, но канализацию не протягивали за собой. Канализационная сеть в результате отстала от строительства на десять лет».
В районах современной постройки нагрузка уже рассчитывалась верно. Но если в новых районах сегодня можно положить большие трубы, то в старых это невозможно. «В центре под землей нет места», — утверждает Епифанов. «В центре коллекторная сеть закладывалась 80–100 лет назад. С ней нужно что-то делать. Надо было бы раскопать весь центр, но это же невозможно», — соглашается Марина Грунина.
Подтопления и даже наводнения в истории Москвы происходили часто. До появления в городе в XVIII веке первых гидротехнических сооружений весенний паводок на Москве-реке и ее притоках делал невозможной застройку весьма лакомых пойменных земель нынешнего Болотного острова. Постройка первых шлюзов и Водоотводного канала как раз и имела целью устранить весенние подтопления поймы и дать возможность на ней строить. С тех пор паводок оборачивался крупными проблемами лишь раз в несколько десятков лет. Одним из крупнейших стало наводнение 1908 года, когда в течение нескольких дней под водой скрывались первые этажи почти всех прибрежных районов Москвы, вода стояла вровень с Кремлевской набережной.
Справиться с дождевыми паводками оказалось еще сложнее, чем с весенними, — они были распространенным явлением вплоть до 1970-х годов. Система ливневой канализации в продолжение всей своей истории отстает от потребностей города. Поскольку первоначально ливневую канализацию выводили в коллекторы, по которым текли заключенные под землю малые московские реки (Неглинная, Пресня, Таракановка и другие), любой значительный летний ливень вызывал «выход из берегов» подземных речек. В результате, например, на Самотечной площади и Цветном бульваре ежегодно возникали подтопления, а раз в несколько лет настоящие наводнения. Вода затопляла улицы и площади по течению Неглинной на 1–1,5 м над уровнем асфальта. Конец этому был положен только с реконструкцией коллектора Неглинной, когда его пропускная способность была увеличена в несколько раз.