Гайд-парки
Впервые идею о создании в Москве гайд-парка для проведения митингов, аналогичного лондонскому, высказал Дмитрий Медведев в апреле 2009 года. Мэр Лужков эту идею подхватил и в июне того же года предложил оборудовать специальную площадку в парке Горького. Однако дальше объявления в эфире одного из центральных каналов о необходимости такой площадки дело не продвинулось.
В следующий раз к этой идее вернулись уже на волне протестной активности зимой 2011–2012 годов. В декабре 2012-го Сергей Собянин внес в Мосгордуму законопроект о гайд-парках, и в начале мая 2013-го они появились на территории парка Горького и в «Сокольниках».
Единая карта для общественного транспорта
Разработать единый проездной на все виды транспорта Юрий Лужков поручил бывшему главе метрополитена Дмитрию Гаеву. Карту планировали ввести еще в начале 2009 года, но так и не ввели. В 2010-м Гаев объявил, что универсальный проездной появится уже в апреле, но по неизвестным причинам выпуск отложили.
В итоге карту презентовали только в ноябре 2011-го, а со 2 апреля 2013 года в Москве можно купить единую транспортную карту для метро, монорельсовой дороги и наземного транспорта. Горожанам предложили сразу несколько тарифов. Среди них — билеты «90 минут» и «Единый» и универсальная карта «Тройка» для всех видов общественного транспорта.
Передача ВВЦ в собственность Москвы
Только 30% акций Выставочного центра принадлежит городу, остальное — это федеральная собственность. Вопрос о передаче ВВЦ полностью в собственность Москвы Лужков поднял еще в 1990-е. Тогда Госкомимущество предложило Москве выкупить акции. Цена вопроса могла составить 1 трлн руб., и он так и не был решен.
Карта самых любопытных мест на ВВЦ
Сергей Собянин также неоднократно обращался к федеральным властям с предложением объединить активы. В мае 2013 года было принято решение о безвозмездной передаче государственной доли. Теперь городские власти планируют провести масштабную реконструкцию ВВЦ.
Строительство модульных храмов
За месяц до своей отставки Лужков одобрил проект строительства православных храмов в спальных районах и парках Москвы. Планировалось построить около 200 типовых церквей, в том числе около 80 — в природоохранных зонах, где строительство запрещено.
Собянин не отказался от проекта Лужкова, и первый храм в память о жертвах теракта на Дубровке был заложен патриархом Кириллом в его присутствии 29 апреля 2011-го. Смысл модульных храмов — в их дешевизне (2,5 млн руб. за храм) и возможности быстрого возведения. На данный момент по «Программе-200» построено восемь храмов, 18 находятся в процессе строительства.
Расширение Москвы
Лужков хотел объединиться с областью в 2006-м. По его мнению, в результате мог бы появиться такой субъект Федерации, который составляет в экономическом потенциале треть страны. Против этого выступил губернатор Московской области Борис Громов, заявивший, что слияние приведет к появлению плохо управляемого «монстра», а само объединение регионов бессмысленно.
В 2011 году Громов был менее категоричен. После выступления Дмитрия Медведева на международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге, где президент высказался о переносе части федеральных госструктур из Москвы в область и о возможности расширения Москвы, Громов и Сергей Собянин представили президенту предложение по изменению границ Москвы и Московской области. С 1 июля 2012 года столице перешли земли между Варшавским и Киевским шоссе, а также Сколково и Рублево-Архангельское.
Популяризация электромобилей
Пересадить москвичей на безвредный для экологии транспорт мэрия пытается еще с 1999 года. Лужков неоднократно обещал, что на дорогах Москвы появится несколько сотен грузовиков и автобусов на электротяге, в городе будут сооружены заправки с розетками для подзарядки аккумуляторов, а для покупателей электромобилей введут налоговые льготы. В 2007-м тогдашний мэр даже пообещал доплачивать по 1 тыс. долл. тем, кто пересядет на микромобиль, а к лету 2010-го мэрия закупила в московские парки электромобилей на 17 млн рублей.
Новое правительство продолжает внедрять и популяризировать экологический транспорт. В мае этого года электромобилям и мотоциклам разрешено бесплатно парковаться внутри Бульварного кольца. Тем не менее единственный электромобиль, продаваемый на российском рынке — Mitsubishi i-MiEV, — не слишком популярен. За полтора года продано лишь 100 машин, при этом большая их часть ушла чиновникам и энергетическим компаниям. l
Фитнес для всех
В августе 2010-го Лужков подписал распоряжение об организации с 1 сентября на территории столичных школьных стадионов фитнес-зарядок для москвичей. В сентябре городские зарядки действительно проводились, однако инициатива не прижилась: в большинстве районов отсутствовала какая-либо информация о спортивных мероприятиях, к тому же занятия часто проходили по будням и ближе к обеду, когда многие москвичи на работе.
При Собянине массовый спорт перенесли из залов физкультурно-оздоровительных комплексов в московские парки. Практически в каждом из них проводятся бесплатные занятия фитнесом, йогой, различными видами танцев.