«Заявление принято, а перед отставкой Кузьмин уйдет в отпуск 16 июля. Оставляет свой пост с 14 августа», — рассказала «МН» пресс-секретарь мэра Гульнара Пенькова. Это был не вынужденный, а желанный для Кузьмина шаг. «Он мне об этом лично сказал и выглядел посвежевшим, как будто гора упала с плеч», — сообщил глава Союза архитекторов России Андрей Боков.
«Он давно хотел уйти, ощущал себя в последние годы временщиком, — сказал «МН» член экспертного совета при главном архитекторе Москвы Алексей Клименко. — Все из-за проблем со здоровьем: Александр перенес операцию на сердце. Но так просто мэр не мог его отпустить — без Кузьмина новому руководству в городе сложно ориентироваться». То, что Кузьмин на данный момент лучше всех знает Москву, подтверждают и другие архитекторы.
Кто будет преемником Кузьмина на посту главного архитектора столицы, пока неясно. Источник в правительстве города в мае сообщал «МН» о вероятном приходе на эту должность бывшего главы Росавтодора Сергея Костина. Кандидатура Костина, как выяснилось, была в штыки встречена многими видными членами архитектурного сообщества.
Сам Александр Кузьмин на пресс-конференции в среду никак не прокомментировал свою отставку и говорил лишь о будущем столичного градостроительства. И даже был оптимистично настроен. Речь шла о развитии «большой Москвы». Кузьмин подтвердил, что планы мэрии остаются неизменными: развитие «новой Москвы» не означает ее застройку новыми спальными районами. Уже к концу 2012 года Мосгордумой будут приняты правила землепользования и застройки (ПЗЗ) для Новомосковского и Троицкого округов столицы, сказал Кузьмин. ПЗЗ Москвы, принятые в 2009 году и заслужившие шквал критики, пересмотрят к 2014 году, сообщил чиновник.
Говорить о конкретных планах имеет смысл только после окончания большого международного конкурса на проект развития московской агломерации, заявил Кузьмин. Архитектор останется куратором конкурса до его окончания, то есть до конца августа. Тем не менее с начала июля уже выдано восемь градостроительных планов земельных участков в «новой Москве»: это проекты строительства социальных объектов, которых не хватает на присоединенных территориях, — школ и детсадов.
«Самое глупое и скучное, что можно было бы сделать в «новой Москве», — это новые спальные районы, еще более удаленные от мест приложения труда», — сказал Кузьмин. Таких районов строиться больше не будет, это принципиальное решение мэрии, сказал уходящий главный архитектор. Зато, возможно, к юго-западу от МКАД появятся не только научные кластеры, но и тематические зоны развлечений. Туда посетители ездят не каждый день, поэтому им не обязательно находиться в центре, считает Кузьмин. Одним из таких объектов, возможно, станет Московский зоопарк, уже 25 лет планирующий обзавестись новой территорией. Его, возможно, разместят за Троицком, сказал он.
Практически наверняка реорганизация коснется транспортной сети, в том числе железнодорожной. Был озвучен план соединить аэропорты новой Москвы (Внуково, Остафьево — малой авиации, Домодедово) железнодорожным сообщением, а также организовать кольцевое движение по Киевскому и Курскому направлениям и участку Большого железнодорожного кольца. Обе эти проблемы актуальны, полагает научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. Более того, имеет смысл проложить скоростную железнодорожную ветку от южных аэропортов к Шереметьево — только это даст Москве основание называться полноценным авиаузлом.