«Я живу на Патриарших три года, наблюдаю за жизнью района и часто гуляю у пруда с ребенком. Это один из самых комфортных и «европейских» районов Москвы с довольно замкнутым образом жизни, многие люди здесь работают, ходят к местным парикмахерам, обедают в близлежащих кафе, — рассказывает Владимир. — Но, несмотря на европейскость, проблемы здесь такие же, как и в других районах Москвы».
Первый выпуск «Патриарших» вышел в 20-х числах сентября, второй — 30 ноября. Сейчас издатели планируют третий, предновогодний развлекательный номер, в котором расскажут читателям, как и где провести праздники на Патриарших.
В отличие от других районных независимых газет «Патриаршие» не похожи на боевой листок. Отчасти это развлекательное издание с современным минималистичным дизайном. Например, из первого номера можно было узнать, какие новые заведения открылись в районе за лето, и посмотреть в нем на изображения хомяков, которых рисует местный уличный художник.
Помимо Владимира над газетой работают двое его друзей — редактор Александра Генрих и верстальщик и арт-директор Александр Шевчук. Издание выросло из районного сообщества в Facebook, поэтому многие темы предлагают местные жители. Сейчас, например, самая острая тема для района — будут ли заливать каток.
Владимир Степанченко журналист, живет на Патриарших прудах
«Мы хотели сделать газету средством коммуникации для жителей Патриарших. Читатели подбрасывают нам темы, а мы стараемся их развивать. Например, по поводу катка мы звонили в префектуру и выяснили, что он все-таки будет», — говорит Владимир.
Еще одна проблема, которая волнует и авторов, и читателей, — это платная парковка. Кроме того, газета пишет и о развлечениях: как провести свободное время, куда пойти с ребенком, в какой музей сходить на выходных.
Последний, октябрьский номер помимо трех постоянных авторов делали 15 человек — друзья издателей, помогающие безвозмездно. Почти все они профессиональные журналисты. Редколлегии проходят в кафе у пруда.
Сами авторы разносят «Патриаршие» по районным ресторанам и кафе. Также газету можно найти в Музее современного искусства, Центральном доме архитектора и других точках.
Пока газета не зарегистрирована как СМИ и выходит тиражом 999 экземпляров. Все производство оплачивают сами авторы. Один номер газеты в среднем обходится в 20 тыс. руб. Поскольку авторы пишут безвозмездно и гонорары никто из них не получает, деньги издателей идут в основном на печать.
В редакции надеются, что как только «Патриаршие» получат официальный статус, их можно будет развивать как социальный бизнес-проект. Для этого редакторы намерены найти инвесторов. Недавно к издателям обратилось несколько местных рестораторов, которые хотели бы, чтобы газета распространялась и у них. Владимир считает их потенциальными рекламодателями издания. Часть денег журналисты рассчитывают получить через краудфандинг.
«Мы журналисты, а не финансовые аналитики, но как устроен рынок, приблизительно представляем. В России вся печатная пресса убыточная, если говорить о газетах общественно-политической направленности, — считает Владимир. — Но я чувствую, что наша газета нужна людям, и мы бы хотели ее издавать большим тиражом, поэтому сейчас будем искать любую помощь. Нужно платить и журналистам, и фотографам. В краудфандинг я верю меньше, чем мои коллеги, а поддержка кафе и ресторанов более реальна, они могут быть в нас заинтересованы».
Какие еще независимые районные газеты выходят в Москве
«Московская народная газета»
(Северное и Восточное Измайлово, тираж 15 тыс. экземпляров)
«Московскую народную газету» издает организация местных активистов «Народный штаб по защите Измайловского леса». Пока вышел только один номер издания — 13 июля. Газету активисты издают за свой счет и на пожертвования жителей. Статьи посвящены в основном проблемам Северного и Восточного Измайлова. Так, в первом номере газеты авторы пишут о фальсификациях на выборах депутатов районного муниципального собрания в 2012 году, рассуждают о том, нужен ли жителям района транспортно-пересадочный узел, где будут оставлять свои машины жители Щелкова и Балашихи, и публикуют материалы научной конференции о транспортных проблемах города.
Надежда Стефанькина, соавтор издания
— После того как мы выпустили первый номер, многие жители откликнулись и стали перечислять деньги. Первый номер у нас был цветной, на хорошей бумаге. Понятно, что обошлось нам это недешево. Часть тиража мы распространяли через активистов, часть — по ящикам. У нас пока вышел один номер, следующий — в декабре. У нас пытаются отнять наш любимый кинотеатр «Первомайский», и мы решили посвятить номер этой проблеме.
«Наши Печатники»
(Печатники, тираж 12 тыс. экземпляров)
Первый номер газеты был приурочен к открытию в Печатниках асфальтового завода и в целом посвящен экологическим проблемам. Газету выпускают тиражом 10 тыс. экземпляров. Ее издает за свой счет муниципальный депутат Максим Мотин. Издание формата А3 выходит на четырех полосах. Распространяют газету местные активисты двумя способами: часть раздают возле метро и в других оживленных точках, часть — разносят по подъездам. Авторы газеты — Мотин, еще один муниципальный депутат из другого района и двое местных жителей и по совместительству журналистов. «Наши Печатники» как СМИ не зарегистрированы, формально это информационный листок.
Максим Мотин, муниципальный депутат, издатель
— Мы сделали полноцветную газету на хорошей бумаге, потому что хотели, чтобы она выгодно отличалась от районных газет, на которых только рыбу чистить. В первом же номере мы указали все наши координаты, телефоны, почту и аккаунт в Twitter. Многие после первого номера стали писать и предлагать финансовую помощь, сейчас уже удалось собрать около 12 тыс. рублей.
«Живу в Зюзино»
(Зюзино, тираж 40 тыс. экземпляров)
Газету издает районная организация «Штаб Зюзино». Первый номер вышел в августе, в преддверии выборов мэра Москвы. Газета черно-белая, выходит на четырех полосах. Издание обходится «штабу» в 56 тыс. руб., часть денег собирают через «Яндекс-кошелек», часть вносят активисты, такие, например, как Константин Янкаускас. Планерки проводятся в ресторанном дворике районного торгового центра, материалами авторы обмениваются по почте. Газета, по словам издателей, поднимает темы, о которых молчит официальная районная пресса, например снос кафе, в котором могли бесплатно обедать ветераны.
Константин Янкаускас, муниципальный депутат района Зюзино, издатель
— Наше издание гораздо больше похоже на настоящую газету, чем официозная районная пресса. Мы пишем человеческим языком и освещаем те темы, которые действительно актуальны. В перспективе мы бы, конечно, хотели увеличить полосность и тираж, может быть, привлекали бы рекламу, но, к сожалению, местный бизнес полностью зависим от властей.