В 1875 году Федор Шехтель поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурное отделение. Но уже в 1878-м был отчислен из него за плохую посещаемость. Шехтель занялся оформлением журналов, рисованием театральных афиш, иллюстрированием книг. В 1882 году стал сотрудничать как театральный художник со знаменитым антрепренером М.В. Лентовским. Параллельно выполнял заказы на декорации и костюмы для Большого театра. В 1888 году им был оформлен интерьер усыпальницы Лялиных в Даниловом монастыре, на Рогожском кладбище возведена часовня-памятник Т.С. Морозову. В 1894–1898 годах Ф. Шехтель занимался убранством церкви Иоанна Предтечи на Пятницкой улице, отделкой церкви Данилова монастыря и трапезной Рождественского. Шехтель построил много загородных усадеб и частных домов. Его заказчиками были железнодорожные магнаты Дервизы, к нему обращались Морозовы. В 1895 году Ф. Шехтель был принят в Московское архитектурное общество, а в 1898-м стал штатным преподавателем в Строгановском училище. На Всемирной выставке в Париже 1900 года Шехтель был награжден серебряной медалью. После революции его дом на Большой Садовой улице национализировали, и зодчий с семьей скитался по квартирам. Но продолжал создавать новые проекты, среди которых — Мавзолей Ленина. Не все они, правда, были приняты. Единственная постройка этого времени — павильон Туркестана на Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Нескучном саду. В последние годы великий архитектор жил в коммуналке, в нищете, голодал. Федор Шехтель умер 7 июля 1926 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Проект «Узнай Москву» продолжает рассказывать о выдающихся архитекторах, благодаря которым город стал таким, каким мы видим его сегодня.
Ул. Пятницкая, д. 4/2, стр. 9
Это колокольня храма Усекновения главы Иоанна Предтечи, к которой примыкает небольшой трехэтажный дом причта. В 1514 году придворный архитектор Василия III А. Фрязин построил здесь каменную церковь. Храм перестраивался много раз. В конце XIX столетия в работе над интерьерами храма принимал участие Ф. Шехтель. В советские годы здесь располагались управление продовольственными товарами райторготдела Советского района Москвы, а потом демонстрационный зал «Художественное стекло». В 1992 году церковь была возвращена верующим.
Ул. Пятницкая, д. 13/21
Дом построен Ф. Шехтелем по заказу И.М. Гальперина, меховщика-миллионщика в 1908–1909 годах. Заказчик планировал разместить в цокольном этаже здания меховой салон, поэтому центральный вход окружен двумя огромными витринными окнами.
Для облицовки фасадов использована глазурованная темно-зеленая керамическая плитка, так называемый кабанчик. Дом Гальперина порой называют «изумрудом Шехтеля». Недавно здание отремонтировали, восстановив фиалы на крыше, но при этом дом был надстроен мансардным этажом с уничтожением аттика, что частично разрушило шехтелевский замысел.
Ул. Б. Ордынка, д. 32
Дом принадлежал купцам Аршиновым. Родоначальник династии Василий Аршинов переехал из Пензенской губернии в Москву в 1872 году и спустя четыре года создал торговый дом «Аршинов и Ко». Для строительства Аршинов пригласил Ф. Шехтеля, с которым был хорошо знаком. В 1904 году в глубине сада Шехтель возводит небольшой двухэтажный флигель, увенчанный башенкой с куполом, для создания в нем института и обсерватории. Сын Василия Федоровича, Владимир, был известным ученым. В 1910 году здесь, на Большой Ордынке, был учрежден первый и единственный в дореволюционной России частный научно-исследовательский институт — Петрографический институт — со своей минералогической лабораторией, библиотекой, 4,5-дюймовым телескопом-рефрактором Цейса. Именно здесь в декабре 1909 года впервые в Москве была сфотографирована приближающаяся к Земле комета Галлея и другие космические объекты. Институт существует до сих пор.
Ул. Б. Дмитровка, д. 7/5, стр. 4
Дом Глебовых-Стрешневых также связан с именем Шехтеля. Чтобы увидеть его, надо свернуть с парадной Большой Дмитровки и пройти во двор. О застройке упоминается уже в XVI веке, а в XVII веке появляется и хозяин — окольничий Родион Стрешнев. От него усадьба перешла к сыну, а затем внуку. В 1808 году хозяйкой становится Е.П. Глебова-Стрешнева. При ней разрабатывается план классической композиции усадьбы, но осуществить его не успевают: мешает война. Главный дом (к тому времени уже трехэтажный) стоит в центре; двухэтажные флигели с арочными проездами, что по Камергерскому, сдаются внаем. В одном из них располагается редкий для частных домов манеж. Одно из строений усадьбы под магазин дамских уборов арендует купец Доминик Сихлер, к которому за шляпками ходила сама Наталья Гончарова. В 1854 году очередным переустройством занимается внук Елизаветы Петровны Федор Петрович. Часть нежилых строений делает жилыми, арочные проезды застраивает, чтобы увеличить площадь. С 1862 года владельцем становится Иван Шаблыкин, один из богатейших московских жителей. Новое приобретение он частично сдает доктору медицины Н.В. Брусе и купцу Герасиму Хлудову, почетному гражданину и коллекционеру картин. Первый надстраивает один из домов под фотогалерею, второй интересен своими квартирантами. В феврале 1866 года в дом въехала семья Толстых, в октябре 1867-го сюда наведывается поэт Ф. Тютчев. В 1883 году в доме появилась редакция сатирического журнала «Будильник», куда приходил и где печатался и Антон Чехов. Рисунки в журнал под псевдонимами «Ф.Ш.» и «Финь-Шампань» делает молодой Федор Шехтель.
Комсомольская пл., д. 5
Ярославский вокзал — точка, далекая от нашего маршрута, но необходимая. Идея прокладки стальной магистрали в сторону Ярославля принадлежала профессору математики МГУ Федору Чижову. Активным его помощником стал деятельный купец Иван Федорович Мамонтов, отец Саввы Мамонтова. Место для станции выбирали трудно. После долгих споров решили строить вокзал на Каланчевской площади. Проектирование поручили архитектору М.Ю. Левестаму, однако окончательный проект вокзала составил архитектор Р.И. Кузьмин. С продлением дороги до Ярославля в начале 1870-х годов вокзал был перестроен. Полностью сохранился фасад, выходящий на Каланчевскую площадь, но были надстроены боковые корпуса, что создало довольно нелепую композицию из небольшого центрального объема и значительно превышающих его по размерам боковых корпусов. Новый проект перестройки вокзала был составлен архитектором Л.Н. Кекушевым, вскоре для дальнейшей перестройки здания был приглашен Ф. Шехтель, который придал вокзалу совершенно иной вид, пристроив фасад, прообразом которого послужил павильон Русского Севера, выполненный по проекту художника К.А. Коровина для Нижегородской ярмарки 1896 года. Высокая, как у древнерусских теремов, кровля, широкий фриз из зелено-коричневой глазурованной плитки, майоликовые вставки с сюжетами по «северным» рисункам Шехтеля, устремленная ввысь боковая левая башня, гигантская входная арка вестибюля с килем-козырьком и полукруглыми башенками по бокам — все эти элементы создают неповторимый былинно-эпический образ здания.