Большой Гнездниковский пер., д. 10
В доме Нирнзее в начале 1920-х годов располагалась московская редакция эмигрантской сменовеховской газеты «Накануне», на страницах которой публиковались многие известные писатели — С. Есенин, В. Катаев, М. Булгаков, К. Федин, А. Неверов, О. Мандельштам, М. Зощенко, Б. Пильняк, А. Яковлев. Михаил Булгаков бывал в этом доме в гостях у художников Моисеенко — именно у них состоялось знакомство писателя с его будущей третьей женой, Еленой Сергеевной Шиловской. Она вспоминала: «Это было в 29-м году в феврале, на масляную. Мы встретились и были рядом. Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае с моей стороны, любовь на всю жизнь». Мастер из его романа «Мастер и Маргарита» встречает свою возлюбленную тут же: «Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы... Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась. Ну Тверскую вы знаете? По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного... Повинуясь этому желтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по ее следам. Мы шли по кривому, скучному переулку безмолвно, я по одной стороне, она — по другой. И не было, вообразите, в переулке ни души Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих».
Тверской бульвар, д. 25
Этот дом стал прообразом дома Грибоедова в романе «Мастер и Маргарита», а реальные писательские организации, разместившиеся в усадьбе в 1920-е годы, выведены там как литературное объединение МАССОЛИТ, во главе которого стоял Михаил Александрович Берлиоз. Помимо литературных организаций, писательских квартир, музея и издательства в доме располагался ресторан. Он-то и стал тем самым рестораном «Грибоедов» с летней верандой под парусиновым тентом, в котором разворачиваются события романа: члены правления, заждавшиеся приезда Берлиоза, узнают о его трагической кончине, обезумевший поэт Иван Бездомный рассказывает о событиях на Патриарших, выпить ледяного пива заходят неразлучные Коровьев и Бегемот, которые после устроенной перестрелки заметают следы, предав «Грибоедов» безжалостному огню. А усадьба сохранилась до наших дней, и сегодня здесь располагается Литературный институт им. А.М. Горького.
М. Козихинский пер., д. 12
Большой многоквартирный доходный дом был построен в 1914 году по проекту архитектора В.Д. Глазова, известного также своей работой по перестройке гостиницы «Балчуг».
Квартиру 12 занимали бывший присяжный поверенный, адвокат Владимир Евгеньевич Коморский и его жена Зинаида Васильевна, с которыми дружил Булгаков. В фельетоне «О хорошей жизни» («Москва 20-х гг.») писатель, вынужденный ютиться в маленькой комнатке шумной коммунальной квартиры на Большой Садовой улице, с завистью писал: «Ведь Зина чудно устроилась. Каким-то образом в гуще Москвы не квартира, а бонбоньерка в три комнаты. Ванна, телефончик, муж. Манюшка готовит котлеты на газовой плите, у Манюшки еще отдельная комната. С ножом к горлу приставал я к Зине, требуя объяснений, каким образом могли уцелеть эти комнаты? Ведь это же сверхъестественно! 4 комнаты, 3 человека — и никого посторонних. Зина рассказала, что однажды на грузовике приехал какой-то и привез бумажку: «Вытряхивайтесь!» А она взяла и не вытряхнулась! Ах, Зина, Зина! Не будь ты уже замужем, я бы женился на тебе. Женился бы, как Бог свят, и женился бы за телефончик и за винты газовой плиты, и никакими силами меня не выдрали бы из квартиры. Зина, ты орел, а не женщина!»
М. Бронная ул., д. 32
Здесь находится доходный дом Вешнякова, выходящий своим фасадом на Малую Бронную улицу и к Патриаршим прудам, — редкий пример высокого шестиэтажного жилого здания, выстроенного в неорусском стиле. В этом доме в гостях у своих друзей, супругов Крешковых, часто бывали Михаил Булгаков и его первая супруга Татьяна Лаппа. Как-то Михаил Афанасьевич, большой шутник и любитель розыгрышей, предложил друзьям «покрутить столик» и вызвать духов — так родился фельетон «Спиритический сеанс». Сюжет прост: хозяева квартиры пригласили своих знакомых, чтобы вызвать спирита. Духом оказался император Наполеон, который должен был ответить на самый животрепещущий вопрос, волновавший всех собравшихся: «Сколько времени еще будут у власти большевики?» Сеанс прервался неожиданно и трагично: в квартиру явились представители Чрезвычайной комиссии, случайно услышавшие разговор домработниц о свержении большевиков. Когда фельетон «Спиритический сеанс» был напечатан, Иван Павлович Крешков, ставший прототипом не самого лицеприятного героя, пришел в ярость. Только убеждения друзей, что это всего лишь шутка, спасли Булгакова от побоев хозяина квартиры. Дом 32 остается жилым и имеет особый охранный статус — «выявленный объект культурного наследия».
Патриаршие пруды
Недалеко от Малой Бронной улицы находится еще одно мистическое место Москвы, привлекающее всех поклонников творчества М.А. Булгакова, — Патриаршие пруды. «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина — именно здесь и попадает под трамвай Берлиоз, поворачивающий по новопроложенной линии с Ермолаевского на Бронную... и под решетку Патриаршей аллеи выбросило на булыжный откос круглый темный предмет. Скатившись с этого откоса, он запрыгал по булыжникам Бронной. Это была отрезанная голова Берлиоза».
Однако знатоки утверждали, что трамвай здесь никогда не ходил. Ближайший к Патриаршим трамвай шел по улице Садовой, мимо дома с «нехорошей» квартирой.
Садовая ул., д. 10, кв. 50
По этому адресу и находилась сама «нехорошая» квартира Булгакова — 50. Дом был построен в 1902–1903 годы и принадлежал известному московскому купцу и меценату Илье Давыдовичу Пигиту, владельцу табачной фабрики «Дукат». Пятиэтажный доходный дом в модном тогда стиле модерн: текучие, причудливо изгибающиеся формы, растительный орнамент, лепной декор, майоликовый фриз, закругленные эркеры и балконы. Пигит сдавал квартиры внаем представителям интеллигенции — профессорам, артистам, адвокатам, докторам, художникам, а студии заняли известные мастера своего времени П. Кончаловский, Г. Якулов, Фон Бооль. Дом был знаменит своими гостями, здесь бывали живописец В. Суриков, писатели А. Толстой, Б. Пастернак, С. Маршак, В. Маяковский, А. Белый и Ф. Сологуб, великие актеры И. Москвин, Б. Ливанов, В. Качалов, А. Степанова и А. Коонен, режиссеры В. Мейерхольд и А. Таиров, балерина Е. Гельцер, композиторы С. Прокофьев и Н. Голованов, оперные исполнители Ф. Шаляпин, А. Нежданова и многие другие. Именно в этом доме познакомились Сергей Есенин и Айседора Дункан. В годы советской власти здание стало одним из первых в Москве домов-коммун. Булгаков приехал в Москву осенью 1921 года «без денег, без вещей, чтоб остаться в ней навсегда». Садовая улица, д. 10, кв. 50 — это первый постоянный московский адрес писателя. Эта комната его сестры Надежды и ее супруга Андрея Земского для Булгакова была спасением. Михаил Афанасьевич иронически высказывался о своей «крыше»: «Это отвратительный потолок — низкий, закопченный и треснувший, но все же он потолок, а не синее небо в звездах над Пречистенским бульваром». «Домом 302-бис с нехорошей квартирой 50» назвал Михаил Афанасьевич дом на Большой Садовой в своем романе «Мастер и Маргарита». Собственного жилища Булгаков стыдился и, как правило, в гости в «проклятую» квартиру знакомых не приглашал. Но, несмотря на нестерпимо бедственное положение, когда на писательском столе стояла дешевенькая чернильница и лежала пачка старых газет, именно в «нехорошей» квартире рождалась «Белая гвардия». Сегодня здесь располагаются Музей М.А. Булгакова и культурно-просветительский центр «Булгаковский дом».
Проект «Узнай Москву» продолжает литературные путешествия по столице. На этот раз мы пройдем по местам, связанным с Булгаковым. Знаменитый писатель переехал в Москву из Киева в 1921 году. В газете «Гудок» сотрудничал с целой плеядой писателей — И. Бабелем, И. Ильфом и Е. Петровым, В. Катаевым, Ю. Олешей. Впечатления этого периода были использованы Булгаковым в повести «Записки на манжетах», «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце» и, конечно, «Мастер и Маргарита».