Дорога: асфальт, грунт, тропинки.
Ключевые точки: старт от ст. Абрамцево (Ярославская ж/д), далее усадьба Абрамцево, оттуда, двигаясь на запад, можно выехать на асфальтовую дорогу до деревни Жилкино, затем нужно двигаться на северо-запад через деревни Горенки, Луговая, Папертники. От Муранова до последней точки маршрута — платформы Ашукинской ведет улица Лесная.
Сложности на маршруте: сразу после Абрамцева начинается дорога, испорченная квадроциклами, с большим количеством поваленных деревьев. В некоторых местах нужно будет спешиться. После деревни Жилкино дорога уходит в низину, где когда-то были мостки. Сейчас преодолевать грязь придется пешком — велосипед там не проедет.
Абрамцево и Мураново во многом схожи, в отличие, например, от парадной усадьбы Архангельское это настоящие семейные гнезда, куда приезжали уединиться и отдохнуть от светской жизни. Они ценны не своей архитектурой, но людьми, жившими здесь и приезжавшими погостить, и уникальной атмосферой творчества, царившей на протяжении десятилетий. Сюда приезжали и создавали свои известнейшие произведения писатели, художники, архитекторы и многие другие.
Абрамцево
В середине XIX века Абрамцево принадлежало семье Аксаковых. Сюда, к автору романа «Детские годы Багрова-внука», часто приезжал Гоголь, писавший в это время второй том «Мертвых душ». Аксаков, у которого были серьезные проблемы со зрением, тем не менее во время прогулок с Гоголем легко находил белые грибы. Разгадка этого удивительного таланта лежала в том, что Гоголь, поднявшись рано утром, собирал грибы и сам расставлял их по обеим сторонам дороги.
В 1870 году усадьбу покупает промышленник и известный меценат Савва Мамонтов. К нему в усадьбу приезжали И. Репин, В. Суриков, М. Врубель, В. Васнецов и многие другие художники и архитекторы, образовавшие абрамцевский художественный кружок. Члены кружка стремились к поиску новых форм национального искусства, считается, что именно их деятельность положила начало развитию неорусского стиля в архитектуре.
На что обратить внимание
Церковь Спаса Нерукотворного
Считается, что это первое произведение русского модерна. Идея построить церковь пришла Мамонтову, когда во время весеннего разлива реки жители усадьбы оказались отрезанными от ближайшего храма. Васнецов описывал процесс строительства так: «Все мы — художники Поленов, Репин, я, сам Савва Иванович и семья его — принялись за работу дружно, воодушевленно Мы чертили фасады, орнаменты, составляли рисунки, писали образа, а дамы наши вышивали хоругви, пелены и даже на лесах около церкви высекали по камню орнаменты, как настоящие каменотесы». Члены абрамцевского кружка организовали в усадьбе столярно-резчицкую, вышивальную и гончарную мастерские, стремились возродить народное творчество.
Избушка на курьих ножках
Детская беседка «Избушка на курьих ножках» была построена по проекту В. Васнецова в 1883 году. Фронтоны сооружения украшены изображениями летучей мыши и совы.
Рядом с избушкой стоит каменная баба IX–XI веков — идол, привезенный С. Мамонтовым из Харьковской губернии. Еще одна «баба» стоит рядом со входом в усадьбу, нашли их при строительстве железной дороги.
Скамья Врубеля
Скамья, украшенная изразцами, создавалась по проекту М. Врубеля в абрамцевской керамической мастерской. Сидеть на ней, к сожалению, нельзя, она находится под специальным стеклянным колпаком.
Мураново
В усадьбе Мураново, известной как музей поэта Ф. Тютчева, сам поэт, как ни странно, никогда не жил. Зато здесь жил поэт Е. Баратынский с женой. Он очень активно занимался хозяйством: обустраивал мельницу, занимался продажей леса, построил двухэтажный главный дом. После смерти Баратынского имение перешло к его родственникам, которые тщательно хранили наследие поэта. Во второй половине XIX века в усадьбе поселился младший сын Тютчева с женой. Считается, что сам Федор Тютчев заезжал в Мураново лишь однажды, большую же часть времени он проводил за границей, работая в дипломатической миссии.
На протяжении многих лет в Муранове хранились и пополнялись архивы, связанные с творчеством Е. Баратынского, а потом и Ф. Тютчева. Даже в советские годы усадьба не подверглась разграблению, практически сразу став литературно-мемориальным музеем.
На что обратить внимание
Главный дом
Е. Баратынский сам проектировал дом по специальной технологии, заимствованной в Финляндии, где поэт прожил несколько лет. Между внутренней (из бревен) и внешней (из кирпича) стенами была оставлена воздушная прослойка, благодаря чему в доме всегда была комфортная температура. Самая известная комната — «тужиловка», располагается на втором этаже. Это классная комната детей Баратынского, названная так за высоко поднятые окна, не позволяющие заглядываться на улицу во время занятий.