Несколько десятков созданных им домов и дворцов, а также крупных общественных зданий украшали улицы Москвы. В 1800–1804 годах Казаков работал над созданием генерального и «фасадического» («с птичьего полета») планов Москвы и серии архитектурных альбомов наиболее значительных московских зданий. В 1812 году семья увезла М.Ф. Казакова из Москвы в Рязань. Здесь он узнал о пожаре, уничтожившем его многолетние труды. Но, к счастью, некоторые здания, построенные по проектам Казакова, уцелели и сохранились до наших дней.
М. Златоустинский пер., д. 1
На пересечении Большого и Малого Златоустинских переулков располагается неприметная усадьба, где Матвей Казаков жил и работал последние 30 лет. Именно в эти годы он создал свои самые знаменитые проекты: здание Сената в Кремле, Московский университет, Дворянское собрание, ансамбль Голицынской больницы и другие. В 1782 году М.Ф. Казаков выкупает усадьбу у армейского капитана Белавина. В восточной части — каменные палаты середины XVIII века, в западной — обширный сад. К 1785 году Казаков перепланировал усадьбу, поделив ее на две части: в восточной проживал сам с семьей, постройки в западной части предполагалось сдавать. Архитектор перестраивает главный дом, в объем которого вошли старые каменные палаты. Слева от него возводится небольшой флигель. План углового дома усадьбы весьма сходен с планом крыла Московского университета, строительство которого Казаков начал в том же году. Именно здесь он разместил чертежную для учеников своей архитектурной школы. Спустя десять лет Матвей Федорович предложил открыть в Москве школу подготовки руководителей строительных работ и совместить ее с архитектурной. Под новое учебное заведение он был готов отдать угловой корпус. Усадьбу в Златоустинском посещали архитекторы А.Н. Бакарев, И.В. Еготов, О.И. Бове и другие. После революции с домом великого архитектора Казакова приключилась настоящая детективная история. Он пропал. То есть в «Указателе Москвы» от 1793 года дом под номером 275 есть, а в описях и справочниках XIX века — нет. Хотя в 1928 году комиссия «Старая Москва» и идентифицировала дом на углу Златоустинских переулков как часть усадьбы Казакова, документальных подтверждений тому не было. Поиски пропавшего дома увенчались успехом только в 1953 году, когда исследователи нашли документы. На исходе XIX столетия в восточном владении был перестроен бывший главный дом. А угловой корпус ныне ожидает реставрации.
Ул. Ильинка, д. 8 и д. 10
Выйдя с Маросейки на Ильинку, мы увидим два дома, стоящих рядом. Оба они образцы зодчества Матвея Казакова, правда, существенно изменившиеся. В XVII веке на месте современных зданий был посольский двор. Когда же столицу перенесли на берега Невы, в бывшем дворе разместилась самая большая из частных московских текстильных фабрик, управляли которой приближенные Петра — Апраксин, Шафиров и Толстой с несколькими купцами. В конце XVIII века участок перешел к купцам Павлову и Калинину, по заказу которых М.Ф. Казаков выстроил в 1785–1790 годах трехэтажное протяженное здание с арками и с выразительным шестиколонным портиком, которое использовалось в основном для сдачи внаем под лавки, квартиры и различные учреждения (так, здесь помещался Немецкий клуб и Купеческое собрание). В XIX веке участок разделился на две части, и левая часть — на углу с Никольским переулком — была существенным образом переделана в 1882 году архитектором Б.В. Фрейденбергом для Московского торгового банка.
Ул. Ильинка, д. 12
В 1904 году здание было перестроено из большого трехэтажного дома с полуротондами, отмечавшими выходившие в переулки углы, и с первым этажом, обработанным арками старинного строения, которое М.Ф. Казаков в 1778 году возвел по заказу Московского городского правления бургермейстера Петра Хрящева. В 30-х годах XIX века к нему для большей представительности был приделан восьмиколонный портик, опиравшийся на арки первого этажа. В 1838 году дом принадлежал серпуховскому купцу В.В. Варгину, который разбогател на поставках обмундирования во время Отечественной войны, а затем был разорен чиновниками. Позднее его брат пожертвовал дом серпуховскому городскому обществу, и здание долгое время называлось Серпуховским подворьем. В этом доме в 1870–1880 годах находился часовой магазин Калашникова, в котором служил приказчиком Михаил Алексеевич Москвин, отец знаменитого артиста Художественного театра. До 1917 года в доме на втором и третьем этажах находились банки: Сибирский торговый и Русский для внешней торговли. После распада Советского Союза здание стал занимать Центр хранения современной документации.
Воскресенский пр., д. 1/5
Здание губернского правления находится недалеко от Ильинки. Построено оно архитектором Петером Фридрихом Гейденом в 1730-х годах. Это двухэтажный дом, наподобие ширмы скрывающий за собой большой комплекс монетного двора. Здание губернского правления построено в стиле барокко: отделка резным камнем, развитые карнизы украшают фасад, внутри же расположены высокие сводчатые помещения. Первоначально вокруг проездной арки стояли сложно скомпонованные колонны, поддерживавшие балкон второго этажа. Над проездной аркой размещался фигурный щипец с композицией из оружия и доспехов, украшенной двуглавым орлом. Здание завершала высокая мансардная крыша с переломом. Сквозь открытые ворота можно увидеть один из красивейших фасадов нарышкинского барокко конца XVII века: корпус монетного двора, украшенный изразцовым фризом и резными колонками между окон верхнего этажа. В 1781 году здания губернского правления и монетного двора реконструировались М.Ф. Казаковым. В камерах комплекса временно содержались преступники, здесь провел некоторое время А. Радищев, арестованный за книгу «Путешествие из Петербурга в Москву». По одной из версий, поджигателями Москвы в 1812 году были преступники, содержавшиеся в камерах губернского правления и специально для этого выпущенные на волю губернатором Растопчиным.
Ул. Моховая, д. 11
Из Воскресенского проезда мы попадаем на Моховую улицу. Массивное здание с крупным куполом и широким портиком хорошо заметно с Манежной площади. Это историческая часть Московского университета. Созданный в 1755 году Императорский Московский университет сначала разместился в здании главной аптеки на Красной площади (сейчас на его месте Исторический музей), потом переехал в бывший дом князя Репнина на Большой Никитской. Наконец в 1782–1793 годах для университета было возведено новое здание по проекту архитектора М.Ф. Казакова на Моховой улице. Его главный корпус, расположенный в глубине владения, был выделен восьмиколонным портиком и увенчан невысоким куполом над полуовальным парадным залом. Парадный двор обрамляют боковые крылья со скругленными наружными углами. В 1812 году перед вступлением французов в Москву преподаватели и студенты университета были эвакуированы в Нижний Новгород, часть имущества была вывезена. 6 сентября в здании университета вспыхнул пожар, в результате которого оно серьезно пострадало. Все, что не удалось вывезти, сгорело, в том числе существенная часть университетской библиотеки, насчитывавшей 20 тыс. томов. После ухода французов профессора обратились с открытым воззванием к обществу о помощи, в результате сумма пожертвований частных лиц на восстановление университета составила около миллиона рублей. Библиотека была не только восполнена, но и расширена, появились химический и анатомический кабинеты, гербарий. Восстановление главного здания продолжалось до 1819 года. Руководил работами архитектор Доменико Жилярди. В целом он сохранил структуру старого здания и дворовый фасад Казакова, но на парадном фасаде заменил ионический портик дорическим, придав ему большую монументальность, и добавил рустованный цоколь с львиными масками над окнами. Также был переоформлен актовый зал и появились солнечные часы на фасаде правого бокового крыла, созданные, по некоторым предположениям, скульптором И.П. Витали. В советскую эпоху здание практически не изменило своего внешнего облика, лишь двуглавого орла во фронтоне сменил орден Ленина. В старом здании университета сейчас находится часть факультетов и библиотека.
Проект «Узнай Москву»
Проект «Узнай Москву» предлагает прогуляться по Москве, которую строил Матвей Федорович Казаков.
В 13-летнем возрасте он был зачислен в архитектурную школу архитектора Ухтомского. В 23 года Матвей Казаков поступает в мастерскую главного городового архитектора Москвы П.Р. Никитина. А спустя два года участвует в разработке генерального плана перестройки Твери, кроме того, составляет проект архиерейского дома (Тверского дворца). Дворец стал лучшим зданием в городе. После Твери была работа с Баженовым над проектом дворца в Кремле, строительство подъездного Петровского путевого дворца. Казаков вносит много нового в архитектуру городского дома. Он перерабатывает старую усадебную систему планировки: дом ставится не в глубине участка, а напротив — по красной линии. Тем самым дома включаются всей своей архитектурой в общий облик города.