Сивцев Вражек, 44
Этот дом был построен в начале XX века архитектором Дмитрием Челищевым, потомком древнейшего рода, известного со времен Александра Невского. В 1911 году ему, только окончившему Московское училище живописи, ваяния и зодчества, поступил заказ на проектирование и строительство нового доходного дома. В 1913 году оно было завершено. Здесь поселился и сам Челищев с семьей.
В этом же году в этом доме в небольшой комнатке в коммунальной квартире 14 поселился Сергей Есенин со своей первой гражданской женой Анной Изрядновой. В своих воспоминаниях она так описывала путь домой: «Шла по Смоленскому бульвару, потом переулком в сторону Арбата, перед Арбатом сворачивала направо и затем в подворотню налево» В 1914 году здесь у Есенина родился первенец — Георгий, который прожил в этом доме вплоть до расстрела в 1937 году. После расставания с Анной Изрядновой поэт часто навещал сына, а в 1925 году на крохотной кухне в печи жег свои рукописи перед последней поездкой в Петроград.
В первые послереволюционные годы доходный дом стал коммуной «Мосполиграфа». В 1940 году Челищев надстраивает еще один этаж. Дом и сейчас является жилым. Здесь родился и вырос народный артист России, кинорежиссер Сергей Никоненко. В гостях у него не раз бывали Василий Шукшин, Андрей Миронов и многие другие известные писатели, музыканты, актеры. Именно по инициативе Никоненко в 1994 году в доме, в квартире, где проживал поэт, был создан Есенинский культурный центр. В нем проводятся экскурсии по заявкам.
Глазовский, 4
Усадьба построена в 1905 году по проекту архитектора Станислава Кучинского для фабрикантов Павловых, владельцев Товарищества мануфактур, основанных И.И. Скворцовым. Двухэтажный особняк, увенчанный изящным куполом и облицованный двухцветной керамической плиткой, сегодня является объектом культурного наследия.
История скворцовско-павловских мануфактур восходит к первой трети XIX века. Первым ручной выработкой тканей занялся Иван Никитич Скворцов, а его сын, Иван Иванович, основал в селе Середа Костромской губернии первую механическую ткацкую фабрику. После смерти И.И. Скворцова дело перешло к его дочери Матрене Ивановне и ее мужу Петру Александровичу Павлову. Матрена Ивановна переоснастила фабрики и расширила производство. Она, как и отец, много занималась благотворительностью — в дополнение к больнице и храму, построенным ее отцом, она жертвовала средства на строительство училища при фабрике и еще одного храма. Последним владельцем фабрик был Николай Петрович Павлов, действительный статский советник, директор-распорядитель товарищества. При нем фабричное производство расширялось и перед революцией было одним из ведущих ткацких хозяйств в Центральной России. В начале ХХ века Павловы уже постоянно жили в Москве, в особняке в Глазовском переулке. После 1917 года дом был национализирован и использовался под административные нужды. С 1963 года и до сих пор здесь располагается информационный центр Организации Объединенных Наций в Москве.
Б. Левшинский, 15
Здесь находится бывшая усадьба Богданова–Белоусовой–Сучковой.
В начале XVIII века тут было три двора, два из которых принадлежали подъячим, а третий — карлику Петра I Якову Иововичу Волкову.
После пожара Москвы 1812 года восстановленная и раздробленная усадьба была приобретена майором В.Л. Львовым и капитаном Е.Н. Богдановым. К 1820 году оба участка получили одинаковую застройку, позднее деревянные дома были заменены каменными, большинство дворов из рук дворянства перешло к купцам и мещанам.
К 1886 году усадьбу купила жена личного почетного гражданина В.И. Сучкова. При ней тогда же были проведены строительные работы по переделке парадного входа и портика на главном фасаде, постройке глухой каменной ограды с воротами по Б. Левшинскому переулку. Проекты всех строений выполнил архитектор В. Шимоновский. В 1890–1891 годах существенной переделке подвергся флигель, к которому были сделаны большие пристройки со стороны двора и полностью переделаны фасады по проекту известного московского архитектора И. Машкова. До настоящего времени усадьба сохранилась без существенных изменений, переделана лишь ограда. Усадьба признана региональным объектом культурного значения.
Смоленская-Сенная, 30
В середине XVIII века владение, располагающееся по этому адресу, принадлежало Н.М. Желябужскому. При нем и был отстроен главный дом, который показан на плане Москвы 1775 года. В 1794 году обширную усадьбу приобрела Н.И. Несвицкая. Она перестроила старое здание, поменяла декор фасадов с барочных на классицистические. В центре главного фасада появился портик из четырех пар коринфских колонн, увенчанный роскошным фронтоном. Авторство проекта приписывается Матвею Федоровичу Казакову, во всяком случае чертежи дома Несвицкой имеются в знаменитых альбомах зодчего. К началу XIX века владение Несвицкой представляло собой типичную городскую усадьбу. Главный дом с фасадом в сторону Смоленской-Сенной площади располагался со значительным отступом от проезда, на который выходило два деревянных служебных флигеля, замыкавших ограду. Здание горело в пожар 1812 года, но было восстановлено. Значительным переделкам усадьба подверглась уже во второй половине XIX столетия. В 1864 году на средства купца Рукавишникова здесь открылся самый первый в Москве приют для малолетних правонарушителей. Через девять лет указом императора Александра II приюту было присвоено имя его основателя. В 1879 году усадьба существенно перестраивается по проекту архитектора Александра Лаврентьевича Обера. К зданию приюта со стороны сада пристраивается домовая церковь в русско-византийском стиле, освященная во имя Николая Чудотворца. Позже меняется и вся композиция архитектурного ансамбля — со стороны Смоленского бульвара на месте парадного двора вырастает новый корпус, заслонивший часть главного дома старинной усадьбы. В 1920 году приют был закрыт, в доме разместили коммунальные квартиры. На главном фасаде были пробиты дополнительные окна, исказившие внешний облик здания. В послевоенные годы дом отреставрировали. Сейчас здесь располагаются коммерческие организации.
Смоленский бульвар, 26
В начале XIX века здесь находилась усадьба генеральши Глазовой. Но уже в 1877 году на фундаменте прежнего дома был выстроен новый особняк по проекту Александра Резанова, академика архитектуры, ректора по архитектуре Академии художеств. В 1894 году особняк вновь перестраивается, теперь уже архитектором Виктором Мазыриным, которому принадлежит авторство знаменитого «мавританского замка» Арсения Морозова на Воздвиженке.
Перестройка здания на Смоленском бульваре производилась новым хозяином дома — фабрикантом Михаилом Абрамовичем Морозовым. Интерьеры здания представляют собой необыкновенный сплав различных стилей и культур. Египетскую парадную с таинственными знаками на стенах охраняют сфинксы, а прежде здесь находился самый настоящий саркофаг с мумией. Восточные узоры в гостиной неотличимы от лучших образцов арабского декоративного искусства. Помещение бывшего зимнего сада было приспособлено для размещения обширной живописной коллекции Морозова. В особняке часто бывал художник В.А. Серов. Здесь он написал известный портрет хозяина дома. После смерти Михаила Абрамовича особняк перешел к его вдове Маргарите Кирилловне. При ней в усадьбе собирался кружок московской интеллигенции. Здесь бывали композитор Александр Скрябин, певец Леонид Собинов, поэт Андрей Белый, посвятивший хозяйке поэму и несколько стихотворений. В начале XX века особняк перешел к фабрикантам Ушковым, а после национализации в доме открылся клуб Октябрьской революции. Несколько позже, в 20-х годах, в усадьбе стал размещаться райком партии, а затем филиал Дома пионеров Киевского района. Сегодня здесь располагается банк.
Лето — отличное время для прогулок по исторической части столицы.
Проект «Узнай Москву» предлагает прогуляться по Смоленскому бульвару. Правда, начнем мы прогулку не с самого бульвара, а с переулков, которые выведут нас к Садовому кольцу.