Ул. Воздвиженка, д. 9
Отсюда мы и начнем нашу прогулку по Москве и ее «толстовским» местам. Строителем дома был купивший владение в 1774 году полковник В.В. Грушецкий — офицер лейб-гвардии Семеновского полка, участник Русско-турецкой войны 1768–1774 годов. Впоследствии генерал, сенатор. Дом на Воздвиженке унаследовала дочь Грушецкого Прасковья Васильевна, вторая супруга Ивана Матвеевича Муравьева-Апостола, отца трех декабристов. В 1816 году Муравьевы продали дом князю Николаю Сергеевичу Волконскому — деду Льва Толстого по матери, прототипу старого князя Болконского из романа «Война и мир». Сам «старый, мрачный дом на Воздвиженке» фигурирует в романе. Здесь Наташа Ростова представляется старому князю, здесь устраивается партия княжны Марьи Болконской и графа Николая Ростова — чьими прототипами были родители Льва Толстого. В 1830-е годы усадьба перешла к богатейшим рязанским дворянам Рюминым. Дом Рюминых был хорошо известен Толстому, здесь на балу он увидел княжну Прасковью Сергеевну Щербатову, будущую графиню Уварову, ставшую прототипом Кити Щербацкой из «Анны Карениной». Архитектурный облик дома изменился на рубеже XIX–XX веков. Фасад по Воздвиженке с гербовым щитом над балконом выполнен архитектором Константином Терским в 1897 году, а корпус по Крестовоздвиженскому переулку с угловым купольным объемом пристроил архитектор Петр Заруцкий в 1907 году.
Ул. Воздвиженка, д. 16
Далее перейдем к дому Арсения Морозова. Особняк, увитый каменным виноградом, как будто вышедший из восточной сказки. Разговоры вокруг строительства этого дома нашли отражение в романе Толстого «Воскресение»: князь Нехлюдов, проезжая по Волхонке, размышляет о строительстве «глупого ненужного дворца какому-то глупому и ненужному человеку», имея в виду затею Морозова. Арсений — потомок Саввы Морозова. Его отец умер рано, оставив молодой жене Варваре троих детей и огромное состояние. Двое старших сыновей стали известными в Москве меценатами. А младший Арсений пил и гулял. Рядом со своим домом Морозова выстроила для 24-летнего Арсения небольшой особняк в русском стиле. Но тот не мог жить в обыкновенном доме и решил построить дом, которого Москва еще не видела. Год вместе с архитектором Мазыриным ездил Морозов по Европе в поисках вдохновения. К 1899 году особняк Морозова был закончен. Изящная резьба по камню в виде виноградной лозы, повторяющая стену португальского замка, увитого виноградом. Стены, декорированные «корабельными канатами», завязанными в морские узлы, — символ удачи в Португалии, главный вход в виде подковы — символа удачи в России, а над ним — прикованный цепью дракон, восточный символ удачи. Теперь Арсений был уверен, что удача от него никуда не денется. Варвара Алексеевна сказала: «Раньше только я знала, что у меня сын дурак, а теперь вся Москва увидит». В 1908 году 35-летний Арсений на спор прострелил себе ногу. Пари он выиграл, но вскоре умер от заражения крови. С его смертью скандальная слава особняка не закончилась. Дом Морозов оставил не жене с детьми, а некой даме полусвета Коншиной. Сейчас в нем — Дом приемов правительства РФ.
Ул. Старый Арбат, д. 36
С Воздвиженки выходим на Старый Арбат. Здесь находится дом в два этажа с мезонином и скругленным углом, построенный в начале XIX века, после пожара 1812 года. В 1860-е годы в доме жил профессор Московского университета, историк Владимир Иванович Герье. Он вошел в историю, организовав в 1872 году Высшие женские курсы, дававшие женщинам возможность получать высшее образование. Существовали курсы без государственной поддержки, за счет меценатов и платы за обучение. Во второй половине 1870-х годов в пристройке к дому открылся приют для неизлечимых больных, который сегодня могли бы назвать хосписом. Здесь же работало училище для слепых детей. С 1881 года дом принадлежит профессору А.П. Разноцветову, известному благотворительной деятельностью. Он завещал свою библиотеку Обществу русских врачей, выделил огромную сумму в 800 000 рублей на организацию Убежища для неимущих врачей. Дом 36 известен и как центр книгоиздания. Здесь до 1920 года находилось издательство «Посредник», основанное Львом Николаевичем Толстым в 1884 году в Петербурге, а в 1892 году переехавшее в Москву. Его основной задачей было издание и распространение среди широких масс лучших классических произведений русской и иностранной литературы, а также полезных для сельского жителя книг по хозяйству. Списки произведений составлялись самим Л.Н. Толстым. Благодаря сотрудничеству с издателем и владельцем типографий Иваном Дмитриевичем Сытиным удалось снизить цену публикуемых брошюр и книг до минимума, они стоили меньше копейки, что было очень важно для малоимущего крестьянина. Издательство закрыли в 1935 году. В этом же здании с 1920 года работало издательство Михаила и Сергея Сабашниковых, известное серьезным научным подходом к издаваемым текстам и выбору публикуемых произведений. Частная фирма была впоследствии преобразована в кооперативное издательство «Север», а в 1934 году также закрыта.
Ул. Сивцев Вражек, д. 34
Сворачиваем с Арбата в Плотников переулок, оттуда попадаем на ул. Сивцев Вражек. Как ни странно, мы точно знаем, что 25 марта 1851 года в Сивцевом Вражке была «ночь тихая, ясная; молодой месяц виднелся напротив из-за красной крыши большого белого дома; снегу уже мало». Все это — благодаря обитателю дома. Главный дом городской усадьбы А.Д. Негуневой — Е.А. Ивановой — П.Н. Иванова был построен в 1833 году на месте сада. В декабре 1850 года квартиру из пяти комнат в одноэтажном особняке снимает 22-летний Лев Толстой. Софья Андреевна Толстая позже записывает со слов Льва Николаевича: «В первый раз, живши в Москве, ему пришло в голову описать что-нибудь он, взволнованный и увлеченный cидел раз у окна, задумавшись, и смотрел на все происходящее на улице». Так рождается замысел «Истории вчерашнего дня», описывающей один день — 25 марта 1851 года. Оказалось, описать один день совсем непросто. За три недели Лев Николаевич не продвинулся дальше утра. И на этом остановился. Здесь же Толстой пишет «Повесть из цыганского быта» (не дошла до наших дней). Описание квартиры в Сивцевом Вражке есть в «Войне и мире», именно сюда автор поселил вернувшегося с войны обедневшего Николая Ростова: «несмотря на нежелание оставаться в Москве в кругу людей, знавших его прежде, несмотря на свое отвращение к статской службе, он взял в Москве место по статской части и, сняв любимый им мундир, поселился с матерью и Соней на маленькой квартире, на Сивцевом Вражке». Сюда, к Ростовым, приедет на свидание с графиней княжна Марья, и Толстой воссоздаст некоторые приметы жилища: «Николай первый встретил ее, так как к графине можно было проходить только через его комнату» Особняк многократно перестраивался: в 1850-е, 1870-е и 1910-е годы, но очарования своего не утратил, хотя и обзавелся в веке XXI весьма неприглядными решетками на окнах и кондиционерами.
Плотников пер., д. 4/5
Вернемся в Плотников переулок и пройдем по нему чуть дальше, до дома 4/5. В столице немало зданий, способных удивить москвичей и гостей своим архитектурным или скульптурным решением. Доходный дом, вызывающий неподдельный интерес у прохожих фривольными сценами на барельефах, — одна из таких построек. Здание было построено для Г.Е. Бройдо по проекту архитектора, заметного мастера эпохи модерна Николая Ивановича Жерихова, в 1907 году. Лепные панно по фасадам домов — излюбленный мотив зодчего, который он применял неоднократно. Однако здание в Плотниковом переулке — пожалуй, самая необычная постройка архитектора. Фризы с десятками скульптур и эротическими сценами вызывают здесь наибольший интерес. На фризах дома в Плотниковом переулке можно разглядеть великих русских писателей: Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого с музами. Считается, что это изображение Льва Толстого — едва ли не первое прижизненное изображение писателя после его так называемого отлучения от церкви и наверняка первое, появившееся на московских улицах. То есть сам писатель вполне мог его видеть. Главный вход в здание был увенчан каменным барельефом-маской, недавно уничтоженным. Для чего мастер изобразил целующихся и обнимающихся классиков? Народная молва поговаривает, что до революции здание являлось борделем и писатели были нередкими гостями заведения. Вторая версия, однако, более правдоподобна, она принадлежит известному москвоведу Сергею Романюку: скульптору Синаеву-Бернштейну заказали фриз, который предназначался для музея изящных искусств на Волхонке. Первоначально на нем было изображено шествие процессии. 50 фигур, среди которых писатели, художники и ученые из разных стран, направлялись к Аполлону, раздававшему венки славы. Однако скульптурная композиция была отвергнута заказчиком, который посчитал ее излишне фривольной, и каким-то образом часть фигур попала на доходный дом в Плотниковом переулке. Это уникальное, не имеющее других аналогов в Москве здание является объектом культурного значения, однако каменные скульптуры сегодня находятся в плачевном состоянии, часть из них осталась без лиц, многие практически полностью разрушены. И до сих пор неизвестно, когда наконец начнется реставрация...
Проект «Узнай Москву» предлагает совершить экскурсию в прошлое молодого Льва Толстого. Прогуляться по московским улицам и посмотреть особняки, которые послужили прототипами домов, где легендарный писатель поселил героев своих романов.