Термин «нарышкинское барокко» применительно к русской архитектуре XVII века очень условен. В XVII веке в процессе общей европеизации государства и постепенного перехода к Новому времени архитектура «усваивает» западноевропейские художественные традиции, приходящие через Украину и Польшу. В результате оказывается, что архитектурная эпоха, соответствующая раннему Возрождению, использует традиции барокко и даже маньеризма. Например, здания украшали наличники с характерными барочными «разорванными» фронтонами, спиралевидными или украшенными виноградной лозой колоннами. В пользу версии о влиянии маньеризма на нарышкинский стиль говорит излишняя пышность, причудливость декора.
О том, как именно характеризовать короткий период в архитектуре, с 1680-х по 1710-е годы, исследователи спорят уже много лет. Для общего успокоения его больше не называют барокко, а описывают как нарышкинский стиль, что тоже не совсем точно, — Нарышкины были далеко не единственными его заказчиками.
Просмотреть Небарочное барокко на карте большего размера
Палаты Троекурова
Георгиевский пер., д. 4
По легенде, палаты были отстроены, как раз когда боярину Троекурову Петр I поручил следить за постройкой Сухаревой башни. Боярин тщательно исполнял приказ, но и про себя не забыл: его палаты выстроены из того же самого камня. Рассмотреть здание обычному человеку совсем непросто — оно зажато Государственной думой. Но хотя из ее окон слугам народа прекрасно видно плачевное состояние палат, спасать их никто пока не спешит.
Храм Воскресения в Кадашах
Кадашевский туп., д. 7/4, стр. 14
Храм Воскресения в свое время был не только центром недавно спасенной «Архнадзором» Кадашевской слободы, но и всего Замоскворечья. Благодаря ажурной отделке здание кажется воздушным; а раньше, когда швы между кирпичами были выкрашены в голубой цвет, церковь словно бы парила в голубой дымке. Храм сразу прославился в том числе и своими богатыми интерьерами и утварью, однако был разграблен в 1812 году, а в советские годы здесь и вовсе располагался спортклуб колбасной фабрики.
Усадьба Трубецких-Бове
Петровский пер., д. 6
Долгое время считалось, что этот дом был выстроен в стиле классицизм архитектором О. Бове в 1830 году. Однако оказалось, что за классицистическим фасадом скрываются палаты XVII века, принадлежащие роду Трубецких. А Бове этот дом достался после скандального неравного брака с княгиней Авдотьей Трубецкой. «Москва помешалась, художник, архитектор, камердинер — все подходят, лишь бы выйти замуж», — осуждали этот поступок в свете. Увидеть в этом здании следы московского барокко обычному прохожему будет непросто — старинная кладка и барочные наличники остались только на заднем фасаде.
Храм Троицы в Хохлах
Хохловский пер., д. 12
Церковь была построена в первой половине XVII века и перестроена в 1696 году женой местного окольничего. По свидетельствам историка С. Романюка, она отдала на перестройку церкви приданое своей рано умершей дочери в память о ней. Так как в приходе было много иноверцев, храм славился своей бедностью. Именно в такие приходы ссылали провинившихся представителей духовенства, что резко снижало их доходы.
Церковь Покрова в Филях
Новозаводская ул., д. 6
По легенде, церковь построил Лев Нарышкин в честь своего чудесного спасения во время Стрелецкого бунта 1682 года. Двух его братьев тогда убили, а сам 14-летний Нарышкин спрятался в женских покоях и молился иконе Спаса Нерукотворного — ей и посвящен верхний летний храм. А нижний, отапливаемый, располагается в подклете.
Церковь строилась как домовая, «для своих», и внутри она кажется неожиданно маленькой, зато на отделку фасадов и интерьера хозяин не скупился — крупную сумму на постройку ему выделил даже Петр I.