До начала октября столичные власти обещают посчитать все автобусные маршруты, работающие между Москвой и Подмосковьем. Перевозчики-частники будут согласовывать с городом маршрут в границах Москвы и конечный остановочный пункт. Опыт дальних автобусных перевозок показывает, что в ответ на борьбу с теневыми маршрутами водители и пассажиры прибегают к самым разным хитростям.
«Все действующие регулярные межрегиональные автобусные маршруты между городом Москвой и населенными пунктами Московской области, открытые до принятия настоящего постановления, должны быть согласованы с департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы до 1 октября 2012 года», — говорится в постановлении правительства Москвы №345, принятом на минувшей неделе, 18 июля. Согласованию, разъясняется в документе, подлежат маршруты автобусов в пределах Москвы и остановочные пункты. Таким образом власти намерены победить «вольницу» в расположении остановок и прокладке маршрутов подмосковных автобусов по столичным улицам.
Переучет пригородных маршрутов обязательно будет сопровождаться мощными «облавами» против несогласованных автобусов, рассказали «МН» в департаменте транспорта. «Помимо осложнения транспортной ситуации автобусы-нелегалы несанкционированно используют городскую инфраструктуру, прежде всего автобусные остановки, — рассказал представитель ведомства. — Пользование остановочной сетью в легальном режиме обходится перевозчикам в серьезную сумму». Размер платы за инфраструктуру, введение которой обсуждается в мэрии с 2010 года, в департаменте не прокомментировали.
В наведении порядка столице способно помочь федеральное правительство. Минэкономразвития обсуждает проект поправок в законодательство, которые дадут органам транспортного надзора право проверять маршрутные автобусы и наказывать за нарушения согласованных маршрутов и остановочных пунктов.
«С одной стороны, все легальные межсубъектные маршруты автобусов уже согласованы с московскими властями, — пояснил исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников «МН». — С другой стороны, если принято решение приравнять пригородные маршруты к межсубъектным, то это выглядит странно: можете себе представить, что в маршрутки между Реутовом и метро «Новогиреево» будут пускать только по паспорту?» По его словам, около двух лет назад транспортные ведомства Москвы, области и перевозчики подписали соглашение о порядке регистрации пригородных маршрутов, прописана процедура согласования.
Что же касается нелегальных маршрутов — именно они ездят без установленной трассы и остановочного пункта, — то победить «черных» перевозчиков несложно, утверждает Свешников. «Есть статья КоАП 10.7, в которой за нелегальную эксплуатацию автобусного маршрута прописан штраф в 100 тыс. руб.», — сказал он. Но по крайней мере часть нелегальных маршрутов «серые» пока поневоле. По данным союза, ряд маршрутов более года ожидает согласования столичного транспортного ведомства. Между Москвой и областью курсирует около 500 автобусных маршрутов, добавил Юрий Свешников. На сегодняшний день практически все они нуждаются в пересогласовании. Ожидая утверждения Минтрансом федеральной процедуры, столичные власти с 2009 года практически не могли этим заниматься.
Неприятность, которая может ждать пассажиров в результате ревизии, — это временное закрытие некоторых маршрутов. Отзыв согласования сделает тот или иной автобус попросту нелегальным. Нелегалами часто становятся из-за недоступности «официально принятой» инфраструктуры, сказал «МН» Михаил Барышев, гендиректор Центра исследований транспортной инфраструктуры. Возможно, делу помогло бы перепрофилирование под автобусную инфраструктуру полупустых промзон на периферии столицы, предположил он. Но это вряд ли возможно сделать за оставшиеся два месяца.
Впрочем, нынешняя практика показывает, что приспособиться перевозчики и пассажиры могут к любым условиям. «Возле Павелецкого вокзала дальние перевозчики оккупировали обычный двор и устроили там нелегальный автовокзал, — рассказал «МН» москвич Дмитрий Трещанин, часто ездящий на автобусах по России. — А пока его не было, автобусы стояли просто в переулках». На дальних маршрутах билеты давно продаются по паспорту, но проехать можно и без документа. В ста метрах от автовокзала водители подбирают «левых» пассажиров за полцены официального билета. А проезд на легальных автобусах после такой ревизии поднялся в цене примерно на 20%, вспоминает Трещанин, в цену билетов были включены и затраты на легализацию, и стоимость дворового мини-вокзала.
Неразбериха в маршрутах и пунктах назначения междугородных и пригородных автобусных перевозок существует в Москве примерно столько же, сколько существует регулярное автобусное сообщение. К началу 1990-х годов, когда на рынок вышли частные операторы дальних автобусных перевозок, Щелковский автовокзал отошел на второй план — куда более предпочтительными для частников были стихийные перроны у привокзальных площадей. Подобная система по сей день сохранилась у Казанского, Савеловского и частично Курского и Павелецкого вокзалов. Однако с начала 2000-х годов столичные и железнодорожные власти неизменно борются со стихийными автовокзалами. Правда, пока без особого успеха.
Переучет пригородных маршрутов обязательно будет сопровождаться «облавами».