Велопарковки
Это самый распространенный и благодаря этому самый разнообразный по форме предмет веломебели. Разнообразие вариантов тут необыкновенное, сравнимое с разнообразием скамеек — от банальных парковок в виде велосипедов до парковок-арт-объектов и полноценных стоянок под крышей. В городах, где велосипедное движение особенно развито, например в Амстердаме, строят даже многоярусные велопарковки, но эти объекты уже, пожалуй, не относятся к классу городской мебели.
Городские мелочи
Город делают удобным не только глобальные вещи – дорожные развязки, транспортно-пересадочные узлы, парковки, но и мелочи: скамейки, урны, автобусные основки, туалеты. На языке специалистов они называются городской мебелью. Им и посвящен спецпроект «МН»
Велопрокаты
Открывшийся в этом году в Москве велопрокат Банка Москвы сопровождался бурным обсуждением в среде активных горожан и курьезами вроде украденного велосипеда, который потом пытались продать на сайте Avito.ru. В этом же году первый прокат велосипедов открылся и в Нью-Йорке. Для Европы городские велопрокаты — явление обыденное. Еще в 1995 году прокат открылся в Копенгагене (правда, в 2012 году старый прокат был закрыт и ему на смену пришла более совершенная система, встраивающая велопоездки в структуру общественного транспорта). В 2002 году в Вене заработал первый прокат программы Cyclocitу. Сейчас Cyclocitу существует в Париже, Брюсселе, Дублине, Севилье, Тулузе и других европейских городах. В России прокат системы Cyclocitу появился этим летом в Казани.
Велокафе
Эти конструкции можно считать окончательным покорением велосипедистами городской среды. Велокафе представляет собой столик, сидеть за которым можно не слезая с велосипеда. Например, весной этого года такое кафе открыли в Цюрихе. Преимущества этой конструкции — не надо слезать с велосипеда и переживать, не уведут ли его, пока вы сидите за чашкой кофе. В Москве подобные столики есть в парке Горького.
Сергей Борозденков, руководитель проекта «Велобайк» Банка Москвы
«Велостанции, велосипеды и программное обеспечение мы комплексно заказывали у компании Homeport, которая является поставщиком для городских прокатов в ряде европейских городов. При создании сети мы ориентировались на центр города, поскольку велопрокат служит альтернативой коротким поездкам на метро и наземном транспорте. Схема разрабатывалась при участии департамента транспорта города Москвы. Мы довольны тем, как реализовывается программа. Велосипеды пользуются популярностью — за три месяца работы проката в системе зарегистрировалось около 40 тыс. человек.
Для нас важно, что москвичи переживали за судьбу городских велосипедов. Мы получали сообщения о попытках кражи, брошенных или сломанных велосипедах. У нас даже есть случай, когда человек помог задержать похитителя велосипеда.
Отзывы пользователей нашего проекта говорят о том, что городу нужно больше велодорожек. Уже сейчас город начал программу по развитию велоинфраструктуры, и в следующем году согласно плану городских властей количество дорожек должно существенно увеличиться».