Телесериал «Касл» (Castle).
Страна: США.
Авторы идеи: Эндрю В. Марлоу, Бэрри Шиндел.
Режиссеры: Роб Боуман, Брайан Спайсер, Джон Терлески, Томас Дж. Райт, Билл Роу, Джефф Блекнер, Дэвид Баррет и др.
Звезды: Нейтан Филлион («Миссия «Серенити», сериал «Светлячок»), Джонатан Бэнкс (сериал «Во все тяжкие»), Дана Дилэйни (сериалы «Отчаянные домохозяйки», «Следствие по телу»), Рэй Уайз (сериалы «Твин Пикс», «Жнец», «Кукольный дом»), Дин Норрис (сериал «Во все тяжкие») и др.
Жанр: полицейский детектив с элементами триллера, боевика и романтической комедии.
Сюжеты: расследование тяжких преступлений в мегаполисе; взаимодействие различных спецслужб; развитие отношений писателя детективного жанра со своими потенциальными персонажами.
Премьера: март 2009 года (канал ABC).
Продолжительность: пять полных сезонов; в настоящее время демонстрируется шестой сезон.
Мой рейтинг: 8 из 10.
Вы помните знаменитый сериал «Она написала убийство» с Анджелой Лэндсбери в роли Джессики Флетчер? Двенадцатилетний цикл телефильмов приучил зрителей к тому, что писательский опыт ничем не хуже опыта полицейского, поэтому автор детективных романов — если сильно постарается — может быть хорошим сыщиком.
Сценарист Эндрю Марлоу, который тоже держал в уме деяния героини Лэндсбери, однажды сообразил: писатель, сочиняющий детективные истории, совсем не обязательно должен быть ветхой старушкой, похожей на мисс Марпл, а вполне может оказаться симпатичным сорокалетним дядечкой. И если бабушка Джессика занималась сыском в силу чисто женского любопытства, то у Ричарда Касла, который благодаря протекции мэра Нью-Йорка прибивается к команде детектива Кейт Бекетт из отдела по расследованию убийств, три цели. Первая цель — нахвататься сюжетов, которые помогут ему в творчестве. Вторая цель — попробовать свои силы в живом деле, поскольку даже если ты известный писатель, тебе рано или поздно надоедят бесконечные автограф-сессии и рауты со знаменитостями. Цель номер три — приударить за симпатичной Кейт (которая, к слову сказать, является поклонницей таланта Касла, но тщательно скрывает и вообще первые четыре сезона ведет себя неприступно).
Поначалу Кейт пытается отделаться от «штатской» обузы, но вскоре понимает, что у Касла — реальный талант сыщика. Так что главный герой получает персональный бронежилет с надписью «Писатель» и дает обещание не лезть под пули, хотя ему не всегда удается это обещание выполнить. Большой город — бездна возможностей для сценариста: сегодня Касл и Бекетт расследуют камерную историю «семейного» убийства, завтра ищут злоумышленников из высоких сфер, а через пару-тройку серий вполне могут вступить на стезю суперагента Джека Бауэра и спасти Нью-Йорк от террористической угрозы. Детективная линия тесно переплетается с романтической и «семейной» (у Касла — дочь-подросток от первого брака и взбалмошная мать, несостоявшаяся актриса; и с обеими главному герою порой бывает трудно справиться). Параллельно развивается еще один «горизонтальный» конспирологический сюжет, связанный с таинственной гибелью матери Бекетт: выяснение обстоятельств этой смерти может стоить жизни любимой напарнице литератора Касла.
Любопытная деталь: для того чтобы придать достоверность образу Касла-писателя, персонаж Филлиона по ходу сюжета периодически играет в карты с настоящими американскими детективщиками — включая, например, Джеймса Паттерсона, автора популярных романов об Алексе Кроссе, и Денниса Лихэйна, придумавшего «Таинственную реку» (более того, на книжном рынке уже появились романы за подписью «Ричард Касл», обложки которых украшены портретами актера Филлиона, а не авторов-невидимок). Возможно, если бы создатели «Касла» вывели на телеэкраны очередного рыцаря без страха и упрека — профи и в драках, и в сыске, и в литературе, сериал бы не числился сегодня в любимчиках канала ABC, не получил бы нынешний высокий рейтинг. Однако придуманный сценаристами главный герой — живой человек; хотя он и умен, и наблюдателен, он далеко не Великий Сыщик: он порой ошибается и постоянно проигрывает полицейским по части спецподготовки. Касл часто выглядит смешно, ведет себя как капризный или проказливый мальчишка и по-детски надувает губы, когда его ставят на место. Но! Как правило, в финале серии совместные усилия писателя и полицейских приводят к тому, что преступник будет найден...
Актерская карьера Нейтана Филлиона, исполнителя роли Касла, не была гладкой: падений в ней было больше, чем взлетов. В 1998 году актеру, казалось бы, улыбнулась удача: сам Спилберг, снимающий «Спасти рядового Райана», предложил актеру роль рядового Райана. Но — увы! — улыбка Фортуны оказалась ехидной гримасой. На самом деле заглавную роль сыграл, как известно, Мэтт Дэймон, а Филлиону досталась роль «не того» Райана — только однофамильца. Лишь четыре года спустя Филлион получил, уже на ТВ, звездную роль: Джосс Уидон пригласил его в сериал «Светлячок» (Firefly) — сыграть капитана Малкольма Рейнольдса. Несмотря на то что канал FOX загубил свое детище и закрыл сериал после первого же сезона, «Светлячок» — уже после закрытия — обрел миллионы фанатов и возведен в ранг культового. Казалось бы, режиссер не совершил ничего революционного; он лишь сплавил два жанра — вестерн и «космическую оперу», сведя до минимума число необходимых фантастике гаджетов. Космос оказался обжитым, очень «человеческим», и проблемы, которые предстояло решать экипажу потрепанного звездолета капитана Рейнольдса, понятны сегодняшнему зрителю. Уидон создал сериал, чья уникальность становится все очевиднее по мере того, как этот телепроект уходит в прошлое. Похоже, среди тех, кто сегодня обеспечивает «Каслу» его высокий рейтинг, немало поклонников телевселенной Джосса Уидона, и в Ричарде Касле они видят — да, постаревшего и пополневшего — капитана «Светлячка».
Кстати, в одном из эпизодов «Касла», в сцене подготовки героев к карнавалу, Филлион появляется на экране в коричневой накидке из «Светлячка», со словами, что он — в костюме космического ковбоя. Над ним смеются: мол, в космосе нет ковбоев. Но зритель понимает намек: капитан Малкольм Рейнольдс не забыт. В мире телесериалов тоже есть незыблемые ценности.
Через две недели в очередном обзоре речь пойдет о сериале «Рэй Донован» (Ray Donovan), главный герой которого занимается тем же, чем и знаменитый мистер Вульф в «Криминальном чтиве» Квентина Тарантино: помогает людям улаживать проблемы, о которых лучше не знать полиции. У Рэя все схвачено, для него нет неразрешимых задач. Однако герой все-таки уязвим. Если кто и может превратить в ад его собственную жизнь, то это родной отец главного героя, бывший преступник, ныне работающий под «крышей» ФБР.