Телесериал: «Мотель Бейтсов» (Bates Motel).
Страна: США.
Авторы идеи: Роберт Блох, Энтони Киприано, Карлтон Кьюз, Керри Эрин, Билл Балас и др.
Режиссер: Такер Гейтс
Звезды: Вера Фармига («Отступники», «Мне бы в небо»), Фредди Хаймор («Чарли и шоколадная фабрика»), Нестор Карбонелл («Темный рыцарь», «Козырные тузы», сериал «Остаться в живых»).
Жанр: криминальная драма с элементами патопсихологического триллера.
Сюжеты: взаимоотношение матери и сына-подростка; кровавые преступления, вызванные расстройством психики; жизнь маленького благопристойного городка, хранящего множество грязных секретов.
Премьера: март 2013 года (канал Aamp;E).
Продолжительность: 1 сезон (10 эпизодов); сериал продлен на 2-й сезон.
Мой рейтинг: 9 из 10.
После гибели мужа его вдова вместе с 17-летним сыном переезжает на новое место — в городок Вайт-Пайн-Бэй, штат Орегон, где покупает дом и мотель на шоссе, и собирается начать новую жизнь. Однако надеждам не суждено сбыться. Скоро выяснится, что риелтор надул покупателей: будет проложено новое шоссе — на другом конце города — имотель останется без постояльцев. Но даже если бы процветанию переселенцев ничего не угрожало, все равно никакой идиллии здесь не будет. Потому что юношу, нежно любящего маму, зовут Норман Бейтс. И его будущее уже записано в анналах великих киноужасов черными-пречерными буквами...
В 1959 году ученик Говарда Филлипса Лавкрафта писатель Роберт Блох написал «Психо» — детектив с элементами романа ужасов. Почти сразу же Альфред Хичкок приобрел права на экранизацию и, как рассказывают, незадолго до премьеры фильма распорядился скупить остатки тиража книги, чтобы потенциальный зритель его картины подольше оставался в неведении относительно финала.
Фильм 1960 года с Энтони Перкинсом в главной роли ныне признан киноклассикой, а сцены убийства в ванной и финал с мумией в подвале входят в обязательную программу киношкол, поэтому теперь уже бесполезно скрывать развязку: убийства в мотеле совершал безумный Норман, а мамочка-с-ножом, которая будто бы наносила удары, оказывалась лишь частью расщепленного сознания ее сына. «Временами каждый из нас бывает слегка не в себе» — эта фраза, произнесенная Норманом по ходу фильма, формально восходит к реплике Чеширского кота, но наполняется новым смыслом.
За минувшие годы роман Блоха обзавелся двумя сиквелами, лента Хичкока — аж тремя (во всех главную роль играл тот же Перкинс, ветшающий от фильма к фильму), а уж скольких голливудских режиссеров вдохновил образ Нормана Бейтса — нельзя и сосчитать. И поскольку сиквелы исчерпали свой потенциал до донышка, было решено воссоздать предысторию Нормана и его мамы Нормы — пока еще живой и деятельной.
Формат сериала в данном случае показался оптимальным. Кроме того, съемки телеверсии — оммаж Хичкоку, знак преемственности: сам мэтр, не получивший от боссов «Парамаунта» денег на полнометражную ленту, взбрыкнул, нанял для «Психо» телегруппу и быстро снял свое кино, уложившись в скромные 900 тыс. долл. Если разделить бюджет «Мотеля Бейтсов» на число серий и сделать поправку на инфляцию, цифры сопоставимы.
В романе Блоха Норман — 40-летний свиноподобный толстячок в очочках, в фильме «Психо» — обаятельный 27-летний молодой человек. В новом телесериале Норману еще 17. Он хрупок, немного нелюдим и застенчив, но в остальном школьник как школьник: ходит на вечеринки, влюбляется, порой может надерзить учителям и даже любимой маме. Хотя сценаристы не стали с первых серий дробить его личность на части, душевная болезнь уже тлеет внутри него, и ее протуберанцы иногда вылетают наружу. При этом ярость Нормана отнюдь НЕ беспричинна.
В «Мотеле Бейтсов» персонаж Блоха-Хичкока намеренно перенесен в современность, чтобы обострить сюжет и уйти от ностальгического ретро. Мирный сонный городок, куда приезжает Норма с младшим сыном, не такой уж мирный: здесь выращивают дурь на миллионы, сжигают людей, торгуют живым товаром. Тут улыбчивый коп окажется убийцей и садистом, учительница — нимфоманкой, почтенный отец семейства — наркоторговцем. Здесь маму Нормана попытаются изнасиловать, застрелить, посадить в тюрьму, да и сам мальчик не раз окажется под прицелом. Уютные домики с аккуратными патриархальными газончиками только ширма...
Приквел считается одним из немногих явлений массовой культуры, для которого спойлер — не роковая подножка, а счастливая подпорка. Пусть зрителя или читателя заранее наградили мудростью всеведения, но осведомленность о конечном пункте сюжета вовсе не отменяет тайн, подстерегающих в пути. Нам известен правильный ответ в конце задачника, но не ход решения самой задачи. Мы уже знаем «что», но еще не понимаем «почему». Ясно, что истоки недуга Нормана наследственные, а вот причины, из-за которых потенциальное сумасшествие стало реальным, привходящие.
Сама реальность Вайт-Пайн-Бэя с каждой серией сама подталкивает героя все ближе к краю безумия.
В конце первого сезона вновь прольется кровь, и все же зритель уже готов к тому, чтобы если не оправдать будущего знаменитого маньяка, то по крайней мере ему посочувствовать. Норман Бейтс всего лишь болен. Те, которые здоровы, намного страшнее.
Через две недели в очередном обзоре речь пойдет о сериале «Касл» (Castle) — одном из самых рейтинговых драматических шоу на канале АБС. В отличие от доктора Ватсона, который сперва стал напарником Холмса, а потом уж взялся за писательство, Ричард Касл сначала прославился как автор детективных бестселлеров, а потом уж влился в полицейское подразделение по раскрытию особо тяжких преступлений.