Телесериал: «Элементарно» (Elementary)
Страна: США.
Автор идеи: Роб Доэрти.
Режиссеры: Сет Манн, Джон Полсон, Эндрю Бернштейн, Джон Дэвид Коулз, Питер Уэрнер.
Звезды: Джонни Ли Миллер («На игле»), Люси Лью («Ангелы Чарли», «Убить Билла»), Эйдан Куинн («Легенды осени», «Игры в полях господних»), Ф. Мюррей Абрахам («Амадеус»), Винни Джонс («Карты, деньги, два ствола»), Джон Ханна («Четыре свадьбы и одни похороны»), Арнольд Вослу («Мумия»).
Жанр: детектив с элементами триллера и боевика.
Сюжеты: преступность в большом городе; взаимоотношения полиции и частного сыска; поиски серийного убийцы методом дедукции; избавление от наркотической зависимости.
Премьера: сентябрь 2012 года (канал CBS).
Продолжительность: 1 сезон (24 эпизода); сериал продлен на два сезона.
Мой рейтинг: 8 из 10.
Авторы вновь обращаются к образу самого знаменитого персонажа, рожденного воображением сэра Артура Конан Дойла, — гениального детектива Шерлока Холмса. Подозреваю, что Конан Дойл был бы удивлен, увидев этот сериал. Притом что Холмс — англичанин, как и в первоисточнике, действие происходит не в викторианском Лондоне, но в современном Нью-Йорке. Согласно сюжету главный герой после смерти любимой женщины от рук маньяка становится наркоманом. Излечившись в американской клинике, он берется помогать нью-йоркской полиции, которой так же необходим сыщик-консультант, как и их коллегам из Скотланд-Ярда. Ведь дедукция не зависит от времени и места.
Практически все заокеанские приключения великого сыщика выдуманы сценаристами заново, да и здешний Ватсон — хоть и врач (кстати, бывший), но не мужчина Джон, а женщина Джоан и притом китаянка. Если второе обстоятельство можно счесть данью политкорректности, то у гендерной метаморфозы Ватсона — давняя традиция. Киноведы назовут два телефильма, снятых для того же канала CBS («Возвращение Шерлока Холмса» 1987 года и «Шерлок Холмс возвращается» 1993 года), но отсчет надо вести не от них: впервые парадоксальную мысль о том, что доктор Ватсон может (и должен!) быть женщиной, высказал еще в 1941 года на заседании нью-йоркского литературного клуба The Baker Street Irregulars писатель Рекс Стаут, автор книг про сыщика Ниро Вульфа. Другое дело, что авторы нового сериала удержались от соблазна сделать партнеров по сыску еще и сексуальными партнерами. Это было бы элементарно, а значит, неинтересно. Единственное увлечение главного героя — решение логических загадок. Он даже денег не берет с полиции, занимаясь сыском исключительно по любви.
Еще сравнительно недавно визуальный телеобраз Холмса был сугубо консервативен и почти незыблем: кепка с двойным козырьком, крылатка, трубка, скрипка, лупа. Так же консервативны были и телезрители. Британцы чтили работу Джереми Бретта из телецикла о Холмсе, начатом в середине 80-х и растянувшемся на десятилетие; американцам нравилась роль, сыгранная Фрэнком Ланджеллой в телефильме 1981 года; ну а для отечественного зрителя Шерлоком мог быть только Василий Ливанов в сериале Игоря Масленникова.
В нынешнем столетии, однако, Холмс кардинально изменился и внешне, и внутренне. Уже у Гая Ричи в киносериале 2009–2011 годов (главную роль сыграл Роберт Дауни-младший) мир Конан Дойла основательно встряхнули. Ретроантураж приобрел черты, свойственные фантастическому жанру стимпанка. Стало меньше элегичности, больше драйва, меньше пафоса, больше юмора, меньше гобеленов, больше лондонского «дна», а сам великий сыщик оказался не только мыслителем, но и авантюристом, и кулачным бойцом. Еще большему апгрейду Холмса подвергнули Стивен Моффат и Марк Гэтисс в сериале BBC «Шерлок» (2010–2012), где действие перенесли в нынешний Лондон, а герой Бенедикта Камбербэтча обрел явственные черты социопата, для которого люди — любопытные букашки и не более того. Сочетание отточенного ума и некой «инопланетной» отстраненности вызвало большой интерес у публики на всех континентах. После этого появление американской телеверсии современного Холмса стало исторически неизбежным...
А теперь забудьте два предыдущих абзаца. Несмотря на богатую историю взаимоотношений героя Конан Дойла с большим и малым кино, авторы «Элементарно» почти не оглядывались на всю прежнюю телевизионную и киношную холмсиану. Точнее, оглядывались, но опосредованно: без сомнения, ближайшим прототипом персонажа, чей образ воплотил Джонни Ли Миллер, был вовсе не Холмс, но Хаус, однако создатель сериала House, M.D. Дэвид Шор, изобретая доктора-мизантропа из больницы Принстон-Плэйнсборо, сам держал в уме именно фигуру сыщика с Бейкер-стрит. Маятник вернулся, круг замкнулся, змея укусила себя за хвост. Пройдя сквозь двойную оптику, факультативное не отменило главного, зато укрупнилось, приобрело дополнительное значение. Эго персонажа выросло в разы, привычка подтрунивать над ближним переросло в издевку non-stop, самолюбование достигло крайней степени нарциссизма — в общем, эксцентричность характера дошла до полной невыносимости. Чтобы зритель полюбил такого Холмса, от героя требуется все время выигрывать на контрасте. То есть от серии к серии выдавать все более впечатляющий результат своей умственной деятельности.
Желая сделать параллель Холмса с Хаусом очевидной, авторы «Элементарно» порой перегибают палку: то главный герой, страдая от раны, будет вертеть в руке пузырек с викодином, то начнет доставать беднягу Ватсона буквально с теми же интонациями, с какими Хаус доводил Уилсона, а то вдруг в кадре появится Лиза Эдельштейн — актриса, которая несколько сезонов изображала главврача в Принстон-Плейнсборо. Впрочем, Роб Доэрти и компания не ограничиваются только «Хаусом»; подозрительно много и других цитат — из «Монка», «Костей», «Ищейки», «24». Бэкграунд Джоан Ватсон похож на предысторию главной героини «Следствия по телу», сцена с пыткой взятого в плен наемника буквально повторяет традиционную сцену возмездия в «Декстере» (где тот же Миллер целый сезон изображал одного из маньяков), погоня за Мориарти очень похожа на поиски неуловимого Красного Джона в «Менталисте», а, например, эпизод с участием семейства русских шпионов бесцеремонно позаимствован из «Американцев»... Порой кажется, будто авторы вообще не прочь превратить «Элементарно» в сериал сериалов, эдакий универсальный продукт. Если во втором сезоне эта тенденция усилится, зритель может и разочароваться: слишком много сыщиков в одном флаконе — не перебор ли?