Телесериал «В поле зрения» (Person of Interest)
Страна: США.
Автор идеи: Джонатан Нолан.
Режиссеры: Ричард Дж. Льюис, Джеффри Дж. Хант, Фред Туа, Крис Фишер, Чарльз Бисон, Стивен Уильямс.
Звезды: Майкл Эмерсон («Пила», «Легенда Зорро», сериал «Остаться в живых»), Джеймс Кэвизел («Радиоволна», «Страсти Христовы»), Тараджи Хенсон (сериалы «Доктор Хаус», «Юристы Бостона»), Сара Шахи (сериал «Посредник Кейт»), Бретт Каллен («Аполлон 13», сериал «Правосудие»), Энрико Колантони (сериалы «Вероника Марс», «Клан Кеннеди»), Роберт Джон Берк («Тумстоун», «Мюнхен»).
Жанр: детективный триллер с элементами боевика и фантастики.
Сюжет: аудиовизуальное и компьютерное наблюдение за жителями мегаполиса дает возможность предотвращать умышленные убийства.
Премьера: сентябрь 2011 года (канал CBS).
Продолжительность: 2 сезона (45 серий); сериал продлен на 3-й сезон.
Мой рейтинг: 10 из 10.
Компьютерный гений Гарольд Финч получает доступ к материалам аудиовизуального и компьютерного наблюдения за всеми жителями Нью-Йорка. Санкционировало эту слежку государство, встревоженное событиями 11 сентября 2001 года и готовое ради безопасности мегаполиса тайно вторгнуться в частную жизнь любого гражданина. Поборников порядка интересуют только террористы, а «обычные», не массовые убийства, которые на основании полученной информации тоже можно предотвратить, попадают в разряд незначительных и игнорируются. Спецслужбами, но не Финчем. Вместе с бывшим оперативником ЦРУ Джоном Ризом он начинает собственную войну с преступностью на «атомарном» уровне, и эта игра опасна...
Еще в 2000 году английские исследователи установили, что житель крупного мегаполиса попадает в объектив камеры видеонаблюдения примерно 12 раз в день. С тех пор число камер — на улицах, в офисах, подъездах — увеличилось в сотни раз. Прибавьте к этому веб-камеры в каждом ноутбуке и видеорегистраторы в каждом автомобиле. Прибавьте к этому систему компьютерного распознавания лиц, которая действует уже в аэропортах и на вокзалах. Прибавьте спутники-шпионы, которые могут зависнуть над любым городом и дать нужную картинку. Имейте в виду и то, что камеры можно оснастить датчиками движения, сенсорами, реагирующими на тепло, качественными микрофонами, способными включиться от первого шороха, и газоанализаторами, могущими «почувствовать» ваш парфюм. А теперь вообразите, что эти разрозненные данные можно собрать воедино на одном пульте, и все — вы «под колпаком» у государства. На этом фоне классические страшилки Оруэлла в «1984» выглядят чуть ли не идиллией: один микрофон, один наблюдающий телескрин «Большого брата» на всю квартиру!
Картина мира, опутанная паутиной тотальной слежки, при ближайшем рассмотрении выглядит, однако, не так пугающе. Все дело в пресловутом человеческом факторе: чтобы тщательно надзирать за миллионами сограждан, нужно примерно столько же надзирателей. А кто будет наблюдать за наблюдателями? А за наблюдателями за наблюдателями? Ну ладно, если вам заранее известна цель — как в фильме «Враг государства», где персонажу Уилла Смита, ставшему нежелательным свидетелем, устраивают веселенькую жизнь. Но как понять, какая из сотен тысяч картинок, пришедших с сотен тысяч камер, сулит угрозу? Оруэлловский О'Брайен заработал бы сильную мигрень, оказавшись перед мониторами службы охраны обычного супермаркета. Недаром герои культового сериала «24», оснащенные всеми шпионскими гаджетами, главную информацию вынуждены добывать по старинке: в лучшем случае пентаталом натрия, в худшем — кулаком...
Казалось бы, обойти эту проблему невозможно. Но недаром «В поле зрения» спродюсирован виртуозом Дж. Дж. Абрамсом! Он не только нашел выход, но и сделал его движущей силой сюжета. Самая трудоемкая часть слежки — сбор данных, классификация, выбор объекта — отдана персонажу, который не появляется на экране. Ибо это не человек, а сложнейшая машина, изобретенная Финчем. Именно электронный соглядатай выдает кандидатов «скорой помощи» Финча и Риза. И тут-то начинается самое интересное: все, чем располагают главные герои, — номер социального страхования предполагаемой жертвы убийства. Причем всякий раз герои не знают ни о мотивах, ни о точных сроках, ни о том, что за человек подвергается опасности. Это может быть честный налогоплательщик и законопослушный гражданин, но может быть и преступник.
Сериал великолепно смотрится и имеет очень высокий рейтинг не только благодаря главной идее, которая подталкивает сюжет. Свою лепту, без сомнения, внесли и главные персонажи: они не статичны, но внутренне развиваются от серии к серии. В Финче, маленьком смешном человечке, проступает несгибаемый боец, не боящийся рискнуть жизнью. Риз, поначалу примеряющий образ разочарованного громилы, уже к концу первого сезона обретает способность не только карать, но и миловать (зря, что ли, Мел Гибсон доверил Джеймсу Кэвизелу роль Спасителя?). Под влиянием главных героев любопытным образом меняются и их помощники — сперва невольные, потом сознательные — из полицейского участка. В «грязном копе» Лайонеле Фаско просыпается настоящий рыцарь, готовый к самопожертвованию, а «правильная» до мозга костей детектив Джосс Картер постепенно понимает: есть в жизни случаи, когда ради духа закона приходится нарушать (и порой сильно нарушать!) его букву. Примечательно, что по сюжету меняются не только люди — меняется и направляющая их машина. Она тоже эволюционирует, в ней просыпается разум, и ей уже мало быть просто электронным придатком борцов с преступностью. К концу второго сезона сериал явно меняет жанр. Боевику и детективу придется подвинуться, фантастики станет больше, но, кажется, даже сценаристы пока еще не осознали, чего можно ждать от всеведущего искусственного интеллекта. Поживем — увидим.
Через две недели в очередном обзоре речь пойдет о сериале «Элементарно» (Elementary) — еще одной истории про Шерлока Холмса, которому ассистирует доктор Ватсон. Здесь присутствуют Ирэн Адлер, полковник Моран, профессор Мориарти, но... Действие происходит не в викторианской Англии, а в Америке XXI века, а бывший врач Ватсон — женщина по имени Джоан и притом китаянка (и то и другое политкорректно). Впрочем, загадочных дел и здесь хватает, а дедуктивный метод в современном Нью-Йорке работает так же безупречно, как и в Лондоне позапрошлого столетия.