20536
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
22826
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
12103
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3815
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
8158
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
6728
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
4049
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2983
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
12100
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
9529
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
7536
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
7954
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
5314
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
4064
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
3151
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
3077
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
4023
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2870
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2889
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
4396
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3822
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2685
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2310
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
4372
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
4369
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2870
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2929
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
3362
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
3136
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2976
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
3182
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
5598
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
4073
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3711
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
3136
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
00:05 15/03/2013 Виктория Волошина 0 170

«Я не тот придворный художник, который косоглазого императора выдает за ясного сокола»

Документалист Игорь Шадхан о судьбе приближенного к власти, честных вопросах для Путина и образованных людях в России

Игорь Руссак

— Прием, который вы впервые применили в легендарном проекте «Контрольная для взрослых», снимая детей каждые четыре года, вы использовали позже в фильмах про Владимира Путина: в 2002 году повзрослевший на 11 лет президент смотрел на себя образца 1991 года и отвечал на те же вопросы. А я сегодня хочу применить этот прием к вам. Первый раз мы с вами беседовали в 2002 году, сразу после выхода на экраны телефильма «Вечерний разговор». Прошло 11 лет. Ждать ли вашего третьего фильма про Путина?

— Я был одним из кандидатов, кто должен был делать фильм к 60-летию президента, но в итоге его снял журналист НТВ.

— Вадим Такменев, фильм «Неизвестный Путин»

— Да, но меня мало интересовало, в каком бассейне плавает президент, что он ест на завтрак. Меня больше волновало его собственное ощущение довольно длительной власти. Это был бы фильм-диалог — там предполагался костер, в который Путин какие-то дровишки бросает, и разговор, какой бывает у костра: немного романтический, начистоту. Но не случилось.

— Ваша биография — и личная, и творческая — тесно связана с ГУЛАГом. В фильме «Вечерний разговор» 11 лет назад вы задали Путину вопрос, возможен ли в нашей стране возврат к тоталитаризму. Путин ответил: возможен, но угроза эта вовсе не сверху идет, а таится в гуще народной, в нашей ментальности. И продолжил: да, всегда есть искушение навести жесткий порядок твердой рукой. Но этот порядок воцарится ненадолго — очень скоро эта твердая рука начнет нас душить Интересно, как бы сегодня президент ответил на этот вопрос? И задали бы вы его?

— Задал бы обязательно. Думаю, отчасти и по этой причине третьего фильма-разговора с Путиным у меня пока не состоялось. Наша игра заключалась в том, что я никогда не писал ему вопросов заранее. Говорил: вы не знаете вопросов, а я не знаю ответов — только тогда может состояться диалог с естественными паузами, неотрепетированными реакциями, той правдой жизни, что подкупает зрителя. И кстати, в третьей сценарной заявке я написал, что хотел бы вернуться к вопросам, которые задавал президенту 11 лет назад. Может, это показалось ненужным в данный момент. Или помощники отсоветовали. Не знаю. Но поговорить с ним мне безусловно хочется — страшно интересно понять, кто там кого побеждает: Путин-демократ — а именно такой Путин был героем двух моих фильмов о нем — или Путин, который почему-то выбирает авторитарный стиль. И такой ли уж он сторонник авторитарного управления — может, просто нужных людей не хватает в его окружении.

Игорь Шадхан\: «Я не тот придворный художник, который косоглазого императора выдает за ясного сокола» Инжект

— Каких людей?

— Я с ним виделся год назад. Он человек, который все время что-то для себя решает. И я не думаю, что решения даются ему легко. Он остается человеком, мне кажется, очень много работающим над собой. И противоречий в его личности не меньше, чем во многих из нас — тех, что родом из СССР. Я недавно делал фильм о директоре 56-й питерской гимназии Майе Пильдес. Уникальная гимназия, прекрасный мудрый учитель. Я спросил, кем она была раньше. Пионервожатой. А что вы, спрашиваю, взяли от этой своей пионервожатости? И она вдруг неожиданно для меня сказала: да все. Все взяла в сегодняшнюю школу: пыл, задор, страсть к праздникам, желание, чтобы дети жили в школе и после занятий. При этом выглядит она в кадре ужасно самоуверенным человеком. Но когда зашел разговор об этом, она сказала: вы думаете, я такая? Да я ночей не сплю, чтобы принять какое-то решение Мне кажется, может, я, конечно, идеализирую Владимира Владимировича, но там тоже все непросто. И что он сам стоит если даже уже не перед выбором, то по крайней мере вопрос этого выбора перед ним возникает. Так мне показалось при последней встрече с ним.

— А встреча, если не секрет, была по какому поводу?

— Я настаивал на том, что стране нужен прямой образовательный телеканал, который давал бы встряску, желание учиться. Канал-побудитель, бросающий человека в невероятно интересное, рассказывающий о связи школы и вузов с реальной жизнью. Хорошо, что на канале «Культура» появились замечательные лекции, правда, студенты не играют там никакой роли — так, создают толпу. А хотелось бы еще и контакта с молодыми — вопросов-ответов. Конечно, сегодня это узкая аудитория — с образованием в стране большие проблемы, — но хотелось бы, чтобы она потихоньку расширялась. Это ведь еще и телеканал для всей семьи, где и папа может этого профессора послушать, и дети подтягиваются, и есть что потом обсудить всем вместе, возникает предмет для интеллектуального разговора Путин с этим соглашался. Но дальше дело не пошло.

— Как думаете, почему?

— Не знаю. Денег в бюджете, наверное, нет на новый телеканал.

— А может, просто сегодня не так уж и нужны образованные люди? С ними непросто, они книжки всякие читают, потом вопросы лишние задают

— Нет. Я уверен, что с образованными людьми государству легче. Образованный человек более готов к компромиссу. С ним проще договориться.

— Образованный человек в то, что в США усыновленных детей на органы разбирают, а в грузинском вине таится погибель русского человека, в жизни не поверит.

— А зачем этому верить?

— Полстраны верит. А может, и больше — если верить нашим социологам. Подозреваю, это вовсе не те люди, которые слушают лекции по каналу «Культура».

— Не знаю. Любой нормальный человек понимает, что только образованные люди делают страну процветающей. Может быть, не для тоталитарного правительства, но я не могу поверить, что идеал Путина — тоталитаризм. Я слишком хорошо его для этого знаю.

— Сегодня президент считает нужным разработать единые учебники по истории России для средней школы, которые, цитирую, «будут написаны хорошим русским языком и лишены внутренних противоречий и двойных толкований». Вы, документалист, как относитесь к этой инициативе? Наступило сегодня время для единства взглядов на историю такой страны, как наша?

— Нет, не наступило. И никогда не наступит. Когда человек видит эти исторические противоречия, он включает голову, размышляет, а значит, становится образованнее. Я все-таки убежден в том, что государству образованный человек выгоден. России нужно развивать науку, менеджмент, малый бизнес Без этого никакой великой державой мы никогда не станем.

Что касается учебника истории, я был на заседании Исторического общества у Сергея Нарышкина, где это обсуждали. Там знаете какая мысль звучала? Дескать, пусть для учителей будет один учебник, где про эти противоречия сказано, а для учеников — другой.

Игорь Шадхан\: «Я не тот придворный художник, который косоглазого императора выдает за ясного сокола» Инжект

— Это как? Как вообще можно однозначно ответить на вопрос: был ли Советский Союз великой державой или репрессивным государством, в котором подавлялось само человеческое достоинство?

— Советский союз был великой державой благодаря тому, что в нем подавлялось человеческое достоинство Мне тоже там было улыбчиво. Да и сами академики задавались вопросом, должны ли учителя истории быть при этом тоже идиотами или все-таки они смогут доносить свою точку зрения до учеников. Что ж, это их выбор. Я лично не смог бы преподавать ребятам историю, какую бы мне зарплату при этом ни положили, не упомянув, например, ГУЛАГ. Я не смогу этого сделать. Значит, все зависит от меня, от учителя. Значит, как ни странно, повышается роль личности.

— Ну вы вывернули. А попроще нельзя? Зачем создавать себе трудности, чтобы потом их героически преодолевать?

— Не знаю.

— У вас потрясающая биография — настоящий учебник истории, неоднозначный. Знаю, что ваша мама — внучка барона Штейнера, а отец Абрам Шадхан был пламенным большевиком, кажется, даже чекистом. Вы не хотели снять автобиографический фильм?

— Отец чекистом никогда не был. Он был замдиректора фабрики и, да, убежденным коммунистом. Погиб на фронте в декабре 1941-го. А мама — большая была аристократка. Если бы вы видели, как она потрясающе умела носить перчатки Мне предлагали снять такой автобиографический фильм, но я все никак не решусь. Тяжелая это история. Мой прадед барон Штейнер был крупный лесопромышленник, а дед остался в стране после революции, хотя мог уехать. Поверил в нэп. Но уже в 1938 году был выслан в Ирбит, бабушке дали десять лет тюрьмы. Маме с братом как детям нэпманов путь в вузы был закрыт. Потом была война, жизнь в эвакуации. Я сейчас задумал одну большую работу, собственно, поэтому и в Историческом обществе оказался, — серию фильмов об эвакуации. Это тоже часть моей биографии.

— Вы уехали в эвакуацию из Ленинграда?

— Перед блокадой в августе 1941 года маму со мной и моей сестрой благодаря связям отца эвакуировали в Ташкент. Мне был год, сестре — десять лет. Я помню только обратную дорогу, когда мне было уже четыре года, — слово «кипяток» я узнал в этом поезде. А в эвакуации я — кудрявый еврейский мальчик — заболел брюшным тифом, и меня вытащила с того света врач-узбечка. Я про нее слышал с детства, и когда сегодня про узбеков говорят гадости, мне это ножом по сердцу. Еще два года назад я предложил идею этого документального сериала Олегу Добродееву, считая, что тема эвакуации незаслуженно забыта. Только одна ходульная фраза осталась: победу ковали в тылу. Как ковали? Кто ковал? Да все там делали — танки, самолеты, снаряды, фильмы снимали, Шостакович Седьмую симфонию заканчивал. Люди покидали города, закрывали квартиры, спасали все что можно — Эрмитаж, Третьяковку. Богатейшая тема для фильма. Добродеев сказал: да, это очень здорово! А через месяц перезвонил: нет, Игорь, мы этого делать не будем, на «Первом канале» снимается какой-то игровой фильм на похожую тему. Тогда я отправил сценарную заявку в Историческое общество, она попала к Нарышкину, и он на нее отреагировал. Фильм включили в план подготовки празднования 70-летия Победы. В нем об очень многом можно будет поговорить: и о дружбе народов, и о великой стране, и о неоднозначности ее трагической и героической истории.

— В конце минувшего года вы попали в антирейтинг «Коммерсанта» «Лизость к телу» за фразу из вашего интервью: «Он близкий народу человек. И я не верю, что всякий, кто выступает за Владимира Владимировича, непременно им куплен. Этого просто не может быть. Мне кажется, что слова «Путин» и «Россия» рифмуются. Он в общем-то наш. Нельзя в этом лукавить». Правда, вы оказались лишь на 10-м месте из 20 — на первом министр культуры Владимир Мединский. Вас это не обижает?

— Надо подумать. Я только сейчас от вас узнал об этом высоком звании. Правда, не очень понимаю, за что такая честь. Я говорил, что даже самые ярые оппоненты президента, критикующие его за многочисленные нарушения на выборах, признали, что Путин в любом случае набрал бы более 50% голосов избирателей. И в этом смысле «Путин» и «Россия», конечно, рифмуются.

— Тяжела судьба приближенного к власти. 11 лет назад, сразу после выхода на экраны телефильма «Вечерний разговор», я вас спрашивала: не боитесь, что слава «придворного художника» повредит репутации или бизнесу? Или плюсов в этом звании оказалось все-таки больше, чем минусов?

— Я пытаюсь быстро найти пример о придворных художниках, которые были потрясающими людьми, но, к сожалению, ничего не приходит в голову. Впрочем, неважно. Важно то, что ни в первом, ни во втором фильме про Путина я никому ничего не лизал. Один из близких к Путину людей как-то пересказал мне слова президента: я знаю Шадхана как самого мужественного человека, он у меня никогда ничего не попросил. Хотя я отдаю себе отчет, что верят в это с трудом даже те, кто меня хорошо знает. Тут недавно при встрече Якунин мне бросил: ну ты-то живешь безбедно.

— Вы и с ним знакомы? Он что, беднее вас живет?

— Все эти молодые люди — братья Ковальчуки, Якунин, Фурсенко — все прошли через меня.

— Что значит прошли через вас?

— Я их выводил на экран. И в начале 90-х, в серии фильмов про мэрию Петербурга «Власть», и дальше потом. Но ни у кого из них никогда ничего не просил, и никто из них пяти копеек моей мастерской не дал. Я не тот придворный художник, который косоглазого императора выдает за ясного сокола, а хромого делает бегуном в Олимпийских играх. Чего мне оправдываться? Я ведь дружил с Путиным. Он мог прийти ко мне домой ночью, когда работал в Петербурге. Я был последним интервьюером Собчака перед теми выборами мэра города, которые Собчак, к сожалению, проиграл. Мне казалось, что к власти приходят новые ребята, которые смогут изменить нашу страну. Вот почему я выводил их на экран, а не потому, что хотел оказаться у кормушки. И сегодня я переживаю все свои сложности сам: заказов у мастерской становится меньше, большие телеканалы организовали свои студии, с которыми им, наверное, удобнее иметь дело, чем со мной. Но ничего, прорвемся.

— И все-таки, знаю, один раз вы обращались к Путину с просьбой: освободить из заключения Ангелину — героиню вашего фильма «О милости прошу», женщину, осужденную на шесть лет за подстрекательство к убийству своего мужа-изверга, у которой осталось трое маленьких детей. Ее новый муж пытался в вашем фильме доказать невиновность жены или добиться помилования.

— Это да, это было. Сначала я отправил запрос в администрацию президента с просьбой помиловать Ангелину. Мне пришел ответ за подписью какой-то вип-дамы: в просьбе отказано. Потом, при личной встрече с Путиным, я рассказал ему эту историю. Он, кстати, как выяснилось, о ней ничего не знал. Мне тогда очень помогла его жена, Людмила Александровна, которая тоже присутствовала на встрече. Она сказала: ты знаешь, я видела этот фильм, очень хороший А некоторое время спустя раздался звонок по мобильному: Игорь Абрамович? С вами будет говорить президент. Путин меня спрашивает: ну так что, подписываем помилование убийцы? Он назвал ее убийцей. Я ему снова: что вы, да какая она убийца. Да в деле все фальсифицировано. Суд ничего не доказал: я много читал это дело, с юристами обсуждал. Пожалуйста, подпишите. Сразу после этого я набрал телефон Льва, тогда еще гражданского мужа Ангелины: Лева, президент ее помиловал! И тот как заорет в трубку. Я первый раз в жизни слышал такой истошный крик — когда вдруг наступает справедливость, которой уже не ждешь. Так что в том случае да, Путин мне помог. А в случае с образовательным каналом не получилось помочь. На этом канале могла бы быть серия «Учительство» — мне эта тема всю жизнь близка. Куда сегодня идет школа? Кто идет в педагоги? Почему одна школа рождает гениев, а другая — только обывателей.

Игорь Шадхан\: «Я не тот придворный художник, который косоглазого императора выдает за ясного сокола» Инжект

— Знаю, что громче всех кричат о недопустимости конформизма те, кого, что называется, и не думали покупать. У вас заказов всегда хватало. А приходилось поступаться принципами, если фильм не нравился заказчику?

— Я помню фильм о милиции, из которого меня попросили сначала одно вырезать, потом другое. Я не согласился — договор расторг.

— И что не понравилось заказчику?

— Я там парню задаю вопрос: скажи, если тебя попросят исправить что-то в показаниях, скажут, позарез надо, ты это сделаешь? Пауза. Потом ответ: сделаю, у меня семья. Им нужна была просто агитка про милицию, а это не мой жанр. Меня волнует, что мы вырастили очень нерешительного человека, зависимого, зависящего. Который уже рождается зависящим. В семье учится зависимости. Но я не слышу ни у одного из политиков мыслей по этому поводу. Ни у тех, кто у власти, ни у тех, кто в оппозиции. Вот стал ты президентом России. Какие качества должны быть главными у гражданина России? Честность? Порядочность? Или умение приспособиться? Чувство собственного достоинства? Или бог с ним, с достоинством, только бы к кормушке поближе? Я ничего такого не слышу ни от Прохорова, ни от Немцова, кроме их шипения на Путина. А сегодня именно это важно. Сегодня именно такие вопросы я бы задавал и в «Контрольной для взрослых», если бы снимал ее продолжение. У меня была учитель Вера Алексеевна Чикина, она еще в царской гимназии преподавала литературу. Это она в девятом классе мне сказала: мальчик, вы талантливы. Пустила в свой дом, давала читать запрещенные тогда книжки Мандельштама, Цветаевой. У нее была комната метров 35, вся в книжных стеллажах. Она давала мне книгу: бери, читай, но только прошу, никому не показывай. Я не мог ее подвести. Я очень хотел ее защитить. Вот чему она меня научила.

— Не предавать? Чувству собственного достоинства?

— Если хотите, да. Хотя изжить из себя раба не так просто. Помню, когда я работал в Норильске, в 1968-м туда прилетел Косыгин. Меня вызвали на бюро горкома, хоть я и был беспартийным, поставили к торцу стола: поручаем вам снять фильм об Алексее Николаевиче. Но смотрите у нас, без лишних художеств! Хорошо, говорю, сниму. Прилетает Косыгин — в коротком пальто с маленьким воротником, шапке-кубанке, а морозы стоят дикие. Он только на трап вышел, поднял воротник, лицо в него спрятал. Ну, не надо быть гениальным режиссером, чтобы сделать здесь стоп-кадр и написать: Норильск, 1968 год, минус 30. Когда этот фильм принимали на том же бюро горкома, меня страшно ругали: что это вы в такие игры играете с председателем Совмина? Что это вы его на трапе останавливаете? Это к слову об окружении первого лица и их представлении о том, как надо делать о нем фильмы. Но рассказ — о другом. За неделю до приезда Косыгина в Норильск пришло восемь «Волг» с форсированными движками. Косыгин должен был отсмотреть строящуюся ТЭЦ под Талнахом — в 30 км от Норильска. А у меня был обыкновенный «газик». И конечно, мы с оператором за высоким кортежем не успевали. Что делать? Запорем же фильм. Мне какой-то человек из окружения говорит: вы подойдите к Алексею Николаевичу, объясните, что и как. Выхода нет, надо фильм снять. Косыгин с Долгих, который позже был секретарем ЦК партии, а в то время директором норильского комбината, идут вдвоем. Куча сопровождающих семенит шагах в десяти сзади. Я подхожу. Мороз жуткий. И я вдруг поймал себя на том, что снимаю шапку. Даже не думал об этом, рука сама потянулась.

— Челом бью, барин

— Вроде того. Только что не кланяюсь. Но шапку в руках гну. Тогда я понял, насколько точно выражение, что все мы вышли из рабов. Ну, объяснил все Косыгину. Тот: что я должен сделать? Вернуться, говорю, и еще раз с товарищем Долгих по тундре пройтись — для фильма съемки на натуре нужны... Пошли они. Оператор все снял. А когда мы с оператором подошли к своему «газику», рядом стояла одна из «Волг» с форсированным двигателем, и дальше нас возила уже она.

— А о каком из современных политиков вам было бы интересно сделать фильм? Вы могли бы снять картину, скажем, о Медведеве?

— Не поверите, но я тоже об этом думал. Фильм «Второй». Или «Второй, который был первым». Это было бы очень интересно — конечно, при условии честного человеческого разговора. И его пауз. И его глаз. Я вообще мечтаю снять картину, где герой ничего не говорит, а только молчит. Лицо человека на самом деле очень многое может сказать.

— Я раз в год обязательно приезжаю в Петербург и каждый раз с печалью замечаю, что некогда блестящий город на глазах тускнеет. «Даже при Валентине Ивановне такой заскорузлой провинциальности в Петербурге не было. Сейчас же запахло серой, будто пришло новое средневековье», — пишет в «Огоньке» питерский публицист Лев Лурье. Он не преувеличивает?

— Нисколько. Петербург стал глухим провинциальным городом.

— Но почему так, когда выходцы из Питера работают на руководящих постах в государстве? Или все пассионарии с ними уехали?

— В городе последние годы ничего не происходит. Житель Петербурга сегодня, с одной стороны, абсолютно разочарован, с другой — просто слаб. Он из коммунальных квартир. Он ничего не ждет, мне кажется. Собчак был для него фигурой, в которую здорово поверили, вокруг которого сплотились яркие люди, но больше такой фигуры нет. Полтавченко абсолютно отделен от города. Говорят, он сильно верующий. Это его личное дело, конечно, но Питер-то хиреет на глазах. Личность в истории — хоть страны, хоть города — все-таки очень многое значит.

Его высокоодиночество

Игорь Шадхан — режиссер-кинодокументалист, лауреат международных кинофестивалей, лауреат премии Союза журналистов СССР. В 1965 году окончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. В 1962–1970 годах — режиссер Воркутинского и Норильского телевидения. С 1977 по 1992 год вел программу на Ленинградском ТВ «Контрольная для взрослых». С 1994 года — художественный руководитель и президент АОЗТ «Мастерская Игоря Шадхана». Автор десятисерийного видеофильма «Снег — судьба моя» о судьбах заключенных норильского ГУЛАГа, фильмов «Россия. Объяснение в любви», «По гамбургскому счету», «На сверхсрочной», «Школьный вальс», «Как нам трудно дается свобода», «Ваше Высокоодиночество», за которым последовала отставка соавтора фильма Олега Попцова с должности руководителя канала ТВЦ, и многих других. Игорь Шадхан является автором и режиссером первых фильмов о Владимире Путине — «Власть» и «Вечерний разговор».