Как бы высоко мы ни ценили вклад Макберни в авиньонскую программу, ясно, что прежде всего она зависит от того, удачным или нет был прошлый европейский театральный сезон: нужно ведь, чтобы было из чего выбирать, а тут год на год не приходится. В этом году, похоже, программа будет богатой как никогда: так много знаменитых режиссеров в последнее время выпустили премьеры, что у театрала глаза разбегаются. И, желая увидеть все-все в одном месте, театральный турист по-плюшкински страдает: жалко, что последнюю премьеру Арианы Мнушкиной не привезут и спектакль Роберта Уилсона про Марину Абрамович тоже. Но и того, что покажут, хватит с лихвой.
Связано это с британскими корнями нового артдиректора или нет, но британское присутствие в нынешнем Авиньоне весьма заметно. Кети Митчелл, в прошлом году впервые приглашенная в Авиньон со своим берлинским спектаклем «Кристина по «Фрекен Жюли» и сразу ставшая здесь знаменитостью, теперь привозит сразу две постановки: «Кольца Сатурна» по мрачному роману-путешествию немецкого писателя В.-Г. Зебальда из Кельна (Митчелл много ставит в Германии) и британскую «7 миллиардов» — необычный спектакль-лекцию, где ученый Стивен Эммот в сопровождении сложного видео рассказывает, чем нам грозит перенаселение Земли, ведь нас уже 7 млрд, а скоро будет десять.
Кроме того, в Авиньон прибудет британская авангардная театральная группа Forced Entertainment, существующая уже 30 лет. В Москве она была только однажды, во время Театральной олимпиады 2001 года, но те, кто видел ее постановки, вряд ли их забудет. Здесь работают с импровизацией, включая в представления их групповые обсуждения, используют и танец, и видеоарт, и многое другое. Кстати, на этот раз они берут с собой в Авиньон не только спектакль «Грядущая буря», но и маленькую полуночную импровизацию «Завтрашние вечеринки» и концептуальную фотовыставку под названием «Пустая сцена» — театральный аналог «белого листа».
Еще одна удивительная встреча — спектакль знаменитого южноафриканского художника Уильяма Кентриджа, творца политического искусства, борца с апартеидом и мастера «бедной» анимации углем (его огромная выставка была в рамках последней Московской биеннале современного искусства в «Гараже»). Представление Refuse the Hour — попытка материализовать время на сцене, используя как отправную точку диалог с гарвардским физиком профессором Питером Гелисоном. С одной стороны, представление Кентриджа можно отнести к современному искусству (так он и был показан только что на июньской «Документе» в Касселе), а с другой — это спектакль для Авиньона, где наряду с актерами, певцами и танцорами участвует множество объектов, рисунков, видео, фотографий и т.д. То есть представление о том, что такое театр, расширяется. И кроме других видов искусств в него начинает на равных входить и наука.
Из любопытных неожиданностей — обласканный многими европейскими фестивалями (в том числе самыми солидными киносмотрами, вроде Канна) брутальный постановщик из Венгрии Корнель Мандруцо. Он дебютирует в Авиньоне спектаклем по букеровскому роману Кутзее «Бесчестье», события которого постановщик вынимает из южноафриканского контекста и помещает в сегодняшнюю Венгрию. А еще цюрихский спектакль под названием «Инвалидный театр» — его поставил Жером Бел с труппой театра HORA, где работают актеры с синдромом Дауна. Такая труппа не новость для нас (в Москве, к примеру, есть Театр простодушных). Разница в том, что театр HORA считается профессиональным, с его артистами ставили спектакли многие известные режиссеры и хореографы, считающие, что это не социальная работа, а новый опыт, способный обогатить язык современного театра.
Из мировых звезд, которым всегда рад Авиньон, в этом году приедет Томас Остермайер. Руководитель берлинского театра «Шаубюне» привезет в Авиньон ибсеновского «Врага народа» — пьесу очень актуальную в свете сегодняшних революций. Знаменитый мрачный ерник из Швейцарии Кристоф Марталер на этот раз покажет спектакль, как обещают, легкий и смешной, под названием «Моя прекрасная леди. Лаборатория языка», где разнообразные музыкальные безумства происходят в лингафонном кабинете. Ну и один из самых знаменитых театральных провокаторов, итальянец Ромео Кастелуччи, тоже появится в Авиньоне со спектаклем «Ресторан «Четыре сезона». Как в спектакле «Проект J. О концепции лика Сына Божьего», гигантский лик Христа с картины Антонелло да Мессины смотрел на события, происходящие на сцене, и тем ставил под сомнение и менял их смысл, так теперь речь пойдет о картинах Марка Ротко, выставленных на обозрение обедающих в богатом нью-йоркском ресторане в 1958 году. Из звезд-хореографов нельзя не упомянуть Сиди Ларби Шеркауи со спектаклем Puz/zle из Антверпена и Жозефа Наджа, любимого Авиньоном не меньше, чем Москвой. Он покажет спектакль-дуэт «Дыхание» в крошечном зале в окрестностях Авиньона.
Кстати, среди разнообразных побочных мероприятий основной программы фестиваля есть и солидная концертная часть, и выставочная, и представление театральных школ (причем национальная театральная школа Страсбурга показывает «Евгения Онегина», осенью его планируют привезти в Москву). А кроме того — как никогда большая кинопрограмма. Вероятно, это связано с тем, что Макберни, составлявший фестивальную программу Авиньона, сам еще и кинорежиссер. В ежедневных показах кинотеатра «Утопия» больше всего документальных сюжетов, связанных с политикой и искусством.