Главная проблема любого адекватного и деятельного человека — это проблема выбора. Москва бурлит. В воздухе ощущается предпринимательская энергия. Пишутся бизнес-планы, открываются рестораны, запускаются стартапы, раздаются инвестиции. Но что интересно — всем этим занимаются одни и те же люди.
Одни и те же люди открывают рестораны и выдают нам кредиты. Одни и те же ставят нам пластинки в барах и проектируют интернет-сервисы. Одни и те же пишут статьи в журналы и продают одежду. Я говорю не о каких-то абстрактных людях, нет. Я говорю о вполне конкретных.
Скажем, один мой знакомый ведет модный блог на сайте мужского журнала, управляет сетью парикмахерских и запускает свой интернет-стартап. Другой — востребованный веб-дизайнер, который выполняет клиентские заказы и работает над собственными проектами, недавно открыл магазин по продаже велосипедов. Третий — совладелец молодого брендингового агентства, журналист и организатор лучших вечеринок в городе. В общем, примеров хватает.
У этих людей все хорошо. Их жизнь насыщенна и полна событий. У них по 15 встреч в день, их глаза горят. Иногда они путаются в своих проектах и в их названиях, но тут же, впрочем, поправляются и посмеиваются над собой — вот, мол, столько всего у нас происходит. Эта профессиональная многогранность — следствие уникальной ситуации, которая сложилась в мире и особенно в Москве.
Судите сами. Глобальный мир стал более пластичен и податлив. Новые средства коммуникации, переизбыток денежной массы привели к тому, что порог входа в малый или средний бизнес существенно снизился. И сейчас для того, чтобы открыть, к примеру, ресторан, требуется куда меньше усилий, чем каких-нибудь десять лет назад. В Москве эта ситуация выгодно оттеняется огромным недостатком идей и людей, которые готовы их реализовывать. В таких условиях у любого сколько-нибудь адекватного и деятельного человека начинает получаться все, за что он ни возьмется.
Корпоративная карьера складывается. Запустил побочный бизнес — развивается. Открыл ресторан — там полно народа. Устроил персональную фотовыставку — успех и публикации в журналах. Я, конечно, утрирую, но не сильно. В какой-то момент деятельного человека охватывает эйфория. Он начинает чувствовать себя представителем эпохи Возрождения. У него получается абсолютно все. В принципе это замечательно и должно немедленно привести к расцвету бизнеса, появлению новых заведений, услуг и продуктов.
Отчасти так и происходит. Однако тут есть очень тонкий момент. Податливость современного мира, его отзывчивость на любое движение начинающего бизнесмена — одна из самых опасных ловушек, в которые он может угодить. Потому что таким образом у него создается ощущение, что можно одинаково успешно заниматься пятью разными делами. А это ощущение ложное.
Дело в том, что бизнес, корпоративная карьера — любое продвижение по социально-имущественной лестнице — требует все возрастающих усилий. Чтобы перейти на пятую ступеньку, необходимо затратить больше энергии, чем было затрачено для перехода на четвертую. В какой-то момент каждый проект обязательно выходит на такой уровень, когда заниматься им в фоновом режиме невозможно. Количество решений, которые необходимо принимать за день, достигает критической массы. И если не посвящать этому все свое время, нерешенные вопросы скапливаются, а проект начинает спотыкаться, буксовать, бродить и в конце концов тихо разваливается.
В какой-то момент люди начинают чувствовать: что-то идет не так. Однако с этим ощущением они борются не концентрацией, а, наоборот, еще большим распылением. Они запускают пятый проект, шестой, седьмой и так далее, в то время как их более ранние начинания увядают.
Такая линия поведения понятна. У человека есть возможность бесконечно переживать те прекрасные моменты запуска бизнеса, когда делается ремонт, закупается оборудование, наращивается группа в фейсбуке. Этому этапу свойственны приливы вдохновения, звонки в три ночи (у меня такая идея!) и все такое прочее. Но забрасывать предыдущие проекты просто потому, что появилось нечто более интересное, — это примерно то же самое, как сдавать ребенка в детский дом, как только он перестает мило шепелявить и вступает в переходный возраст.
И потом это неоправданно с точки зрения самореализации. Никого не заинтересует недописанная книга — если только автор не Музиль, Гоголь или Набоков. Никто не станет пользоваться интернет-сервисом, который криво сделан. Никто не вернется в ресторан с недоделанной концепцией. Первый раз придут просто посмотреть, чего тут новенького открылось, а второй раз не придут. И правильно сделают.
Успех — под этим я понимаю любые начинания, принявшие более или менее финальную форму, — требует концентрации и даже самоотречения. Успех — это когда вы сознательно отказываетесь от проекта (или трех), который сулит сиюминутные деньги, но отвлекает от того, что занимает вас по-настоящему. Успех — это всегда выбор.