Летом в «Музеоне» стартует великое переселение статуй. Екатерину Вторую, Ленина, Дзержинского и Брежнева ожидают в «Тронном зале». Семью советских психиатров примут «Русские в своей компании». Гигантского Буратино и малохудожественных белочек-зайчиков спрячут в «Детском лабиринте». О принципах превращения склада забытых монументов у ЦДХ в пейзажный сад скульптуры куратор новой музейной концепции «Музеона», идеолог проекта «Москультпрог» Сергей Никитин рассказал «Московским новостям».
Переоценка ценностей
Сегодня в собрании музея более 700 вещей. Это и свергнутые с пьедесталов монументы советским вождям, попавшие сюда после путча 1991 года, и дары столице от братских городов и стран — в основном произведения современных скульпторов. Двадцать последних лет все они были разбросаны у стен Центрального дома художника так хаотично, как будто эту землю бомбардировали памятниками.
«Мы наше прошлое сбросили, но не пережили. Не осудили, не оправдали, а просто отодвинули. Так бывает, когда люди переехали в новый дом и годами живут на коробках с вещами. Видимо, настала пора эти коробки разобрать, — говорит Сергей Никитин. — Я занимаюсь лишь ключевыми вещами из коллекции, их около полусотни. Кроме памятника Дзержинскому работы Вучетича, это произведения Меркурова, Берлина, Мухиной, Бабурина и, конечно, «Туфельки» Тугаринова — как показали проведенные нами опросы, настоящий народный фаворит. Кстати, отдельное спасибо руководству Белорусского вокзала. Они, на мой взгляд, сделали колоссальную ошибку, когда в ажиотаже «войны с памятниками» избавились от бюстов Маркса и Ленина работы Меркурова.
Зато «Музеону» повезло, сегодня эти бюсты из блестящего черного гранита — украшение коллекции. Особое место в собрании занимает и меркуровский Сталин — единственный сохранившийся в стране памятник вождю всех народов, который также является прообразом его гигантской 30-метровой скульптуры, некогда стоявшей на ВСХВ. Единое целое с ним составляет комплекс жертвам политических репрессий работы Евгения Чубарова. И поздняя вещь коллектива авторов под руководством Веры Мухиной «Требуем мира» — осатаневшие лица представителей разных народов, которые, кажется, готовы всех порвать за этот самый мир. Вера Игнатьевна, мастер тонкий и проникновенный, сделала работу, которая прекрасно иллюстрирует знаменитый советский оксюморон «Борьба за мир».
Что делать с многочисленными каменными и бронзовыми дарами городу, которым не нашлось места на московских улицах и площадях, пока не решено. Архитектор Евгений Асс, разрабатывающий общую архитектурную концепцию этого места, предложил остроумную схему шахматного поля-квадрата, на котором будут расставлены фигуры-дары. Почему нет? Посетители с удовольствием будут гулять и фотографироваться на фоне таких пешек и ферзей.
Осмеянный поцелуй и офицерская линейка
«В Лондоне, где мы сейчас готовим проведение архитектурной велоночи, я узнал историю «Виктория-парка» в Ист-Энде, — рассказывает Сергей. — На этой богом забытой окраине старого Лондона, которая сейчас активно развивается в связи с Олимпиадой, парк был заложен еще в середине XIX века. Собранных филантропами денег не хватило, и королева Виктория продала один из своих замков, чтобы его достроить. Представьте себе население Ист-Энда времен Диккенса. Мужички с ножичками, женщины-воровки, поголовный алкоголизм и криминал, а тут вдруг — парк. И вот эти оливеры твисты впервые попали в пространство, где им не надо бежать, догонять и вообще суетиться. Хотя бы раз в неделю они степенно ходили по аллеям, и этот новый для них ритм оказал большое влияние на нравы.
Вот и мне хочется создать в центре Москвы иную, полезную для мозга ритмическую ситуацию диалога с самим собой, с друзьями, с детьми. После гигантских эспланад парка Горького и буйной зелени Нескучного сада с его горками и пригорками здесь мы попадем в пространство зеленых комнат, в классицистический парк интимных пространств, главным украшением которого является качественная скульптура».
Это по поводу содержания. Что касается формы, Сергей приводит три источника вдохновения этой концепции: картина Константина Сомова «Осмеянный поцелуй», парк замка Виландри на Луаре с его потрясающей ландшафтной геометрией и советская офицерская линейка с ее набором геометрических шаблонов.
Залы «Зеленого дворца»
Проект реэкспозиции «Музеона» Сергей условно называет «Зеленый дворец». Анфиладу залов в этом дворце — больших и малых, овальных и многоугольных — помогут организовать ландшафтные дизайнеры с помощью густого, ровно стриженного кустарника чуть выше роста человека.
В аллее академических бюстов разместятся изображения российских деятелей разных эпох, выполненные в классической манере.
В «Зале триумфов» предлагается разместить высокие вертикали — мажорные композиции Бабурина, Бурганова, Рукавишникова 80-х годов и перестроечного времени.
В зеленых нишах «Тронного зала» займут пьедесталы политические фигуры — от Екатерины Великой до Ленина, Калинина, Брежнева.
«Зал памяти» посвящен палачам и жертвам террора.
«Пока Дзержинский стоял на травке под деревом, время от времени возникали предложения вновь призвать железного Феликса на службу политике — вернуть его на Лубянку или еще куда. Закрепленный в историческом зале «Зеленого дворца», он, судя по всему, станет фигурой исключительно музейной, а не политической?» — спрашиваю Сергея.
«Мы принципиально абстрагируемся от политики и не хотим делать здесь музей советской истории. Посетителям «Музеона» будут рассказывать о том, что происходило в советской России в контексте большой истории России», — отвечает он.
Качество собранной в «Музеоне» детской скульптуры различно. Но в детском зеленом лабиринте — сердце нового сада — и деревянный Буратино, и зверушки, считает Никитин, будут смотреться вполне уместно.
В салоне под условным названием «Русские в своей компании» (навеяно легендарным альбомом группы «Центр») решено собрать бытовые композиции 1970–1990 годов. Например, «Девушка с самоваром» Рукавишникова, работа Буйначева «В провинциальном ресторанчике», произведение Вильвовского «Семья психиатров» и другие, отражающие сложный духовный мир русского художника. Пока эти вещи прячутся в разных углах парка, их сложно оценить. Когда же видишь их собранными вместе, сразу понимаешь: да, это про нас, и это хорошо.
У зеленых залов будет красивое освещение — в тронном, например, фонари, имитирующие большие люстры.
Часть зеленых пространств зарезервируют для временных выставок, разнообразных художественных конкурсов, работ современных скульпторов, которые наверняка будут пополнять коллекцию «Музеона». Так в готических соборах и дворцах оставляли ниши, которые впоследствии заполнялись, когда появлялись интересные работы.
Для людей, которые хотят пройти по маршруту быстро, обещают обустроить центральную аллею с велодорожкой, но вся садово-парковая красота все-таки будет прятаться там — в глубине зеленых переулков.
Как попасть в Сад скульптур
По поводу свободы доступа в обновленный музей скульптур под открытым небом есть два взгляда. Первый – сад должен быть открыт для всех.
«Я сторонник второго подхода, – говорит Сергей. – Пусть самая минимальная, в 20-50 рублей, но плата за вход нужна. Чисто психологически. Когда открылся Центр современной культуры «Гараж», вход в него стоил 100 рублей, и посетителей хватало, потому что там было интересно, весело, чисто, приятно. Вот такие привлекательные стильные общественные учреждения и нужно создавать. Но, с другой стороны, и делать сад дорогим удовольствием нельзя. Наша задача здесь — как и в нашей работе в Москультпроге — раскрыть, показать культуру с разных точек зрения для совершенно разных людей. Есть и критики такой концепции, которые считают, что музеи и культурные ценности существуют исключительно для элиты и специалистов, но мы к ним не относимся».
Во время акции «Ночь музеев» 18 мая Сергей Никитин проведет первую авторскую экскурсию, во время которой сначала расскажет о перенесенных в «Музеон» памятниках, а потом покажет, как выглядит Москва без них.
История места
В 1920-х годах на территории между Крымской набережной и Вторым Бабьегородским переулком по проекту Алексея Щусева «Новая Москва» должен был появиться парк, служащий продолжением ЦПКиО имени Горького.
В 1941 году под руководством того же Щусева здесь началось строительство нового комплекса зданий Академии наук, которое остановила война.
В начале 1960-х годов была попытка построить на этой территории жилые дома. Проект был остановлен в связи с появлением идеи создания Парка искусств, который поддержала министр культуры Екатерина Фурцева.
В 1970 году началось строительство Дома художника и нового здания Третьяковской галереи. Но даже после сдачи галереи в 1979 году долгие годы территория до самой Крымской набережной была огромным пустырем, свалкой строительных отходов и вечной проблемой городских властей. Силами самих художников была произведена разбивка будущего парка и высажены деревья.
После путча 1991 года памятники Ленину, Сталину, Дзержинскому и другим «свергнутым с пьедесталов» советским вождям были свезены в этот парк и уложены на землю. Когда страсти улеглись, выяснилось, что на территории собрано больше полутысячи скульптур, имеющих художественную ценность.
В 1992 году парк получил официальное название «Музеон» и скромное финансирование из городского бюджета. Все скульптуры были установлены на аллеях парка, составив его первоначальную экспозицию. На изваяниях сохранены полученные дефекты, сколы и надписи. Администрация парка считает, что это такие же памятники эпохи, как и сами скульптуры.