19450
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
22203
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
11728
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3732
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
7624
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
6533
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
3985
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2928
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
11431
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
9254
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
7234
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
7705
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
5162
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
3974
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
3099
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
3031
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
3953
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2820
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2837
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
4291
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3727
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2657
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2277
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
4272
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
4259
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2823
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2884
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
3298
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
3078
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2919
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
3113
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
5487
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
4013
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3653
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
3089
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
14:32 05/11/2013 Инна Логунова 0 72

«Гензель и Гретель». Внутри сказки

Швейцарский детский спектакль-инсталляция превращает единственного зрителя в единственного актера

Александр Уткин

Создатели «Гензель и Гретель», Кристина Галбиати и Илья Люгинбюль, соединив театр и визуальное искусство, превратили сказку в инсталляцию-бродилку. Получасовое путешествие по лабиринту из девяти комнат не повторяет сюжет классической истории, а погружает в ее атмосферу, в мир детских страхов и страшилок, воображаемых и реальных приключений.

При входе в зал Кристина надевает на меня наушники, выдает небольшой фонарик и просит немного подождать. Через полминуты дверь открывается, и я попадаю в полутемную комнату, где меня встречает Илья. Он подключает наушники к айподу и жестом приглашает войти внутрь инсталляции. И я вхожу. В сказку. Когда за моей спиной закрывается черная занавеска-дверь, я оказываюсь в небольшом узком коридоре. В наушниках включается женский голос. Он приветствует меня и просит снять обувь. Ведет дальше.

В следующей комнате — металлическая ванна с водой, маленький табурет и камешки, выложенные на полу аккуратным овалом. Незримая проводница приглашает присесть и прислушаться. Слушаю. Откуда-то издалека раздается детский шепот, потом голоса пропадают. Им на смену приходят звуки леса. И снова тишина. Редкие звуки падающих капель воды.

«Гензель и Гретель» — сказка братьев Гримм о юных брате и сестре, которых отец, поддавшись уговорам злой мачехи, оставляет в лесу. Дети, подслушав разговор взрослых, заранее набирают полные карманы камешков, которые бросают по пути вглубь чащи. По этим меткам они и возвращаются домой. Второй раз мачеха оказывается предусмотрительнее. Оставшись без камешков, Гензель и Гретель бросают на дорогу хлебные крошки, но их склевывают птицы. Дети, заблудившись в лесу, попадают в ловушку ведьмы-людоеда, но им удается спастись, заперев старуху в печи, где она и сгорает живьем. Брат с сестрой благополучно возвращаются домой к отцу. Злая же мачеха за время их отсутствия умирает.

«Гензель и Гретель»

Затем попадаю в комнату, похожую на чердак лесной хижины, потом — лесная чаща. Картонные деревья едва достают мне до щиколотки, но в полной темноте становится не по себе. Включаю фонарик, но слабый, скользящий свет лишь усиливает беспокойство. Хочется как можно скорее отсюда выбраться. К счастью, голос ведет дальше. Неожиданно оказываюсь перед дверью дома. Меня окутывает сладковатый и уютный запах глинтвейна. Уже не страшно. Я дома. Здесь хорошо и тепло.

И снова узкий коридор. А за ним — старуха ведьма, та самая, что ест детей. То есть ее не видно, но чувствуется ее присутствие. Но здесь не страшно. Я знаю, что сказки всегда хорошо заканчиваются. И действительно, в следующей комнате нахожу лишь горстку пепла и след на полу. Старухи больше нет, она сгорела в своей хижине. Гензель и Гретель вернулись домой. Мое путешествие тоже окончено. В пустой комнате, в которой оно начиналось, обнаруживаю свои ботинки. Обуться получается не сразу. Что-то мешает. Камешек. Из моей сказки. Из моего детства.

Кристина Галбиати, режиссер

— Как вы пришли к идее театра без актеров?

— Нас всегда интересовало пространство и зритель. Публика для нас очень важна с точки зрения драматургии. Зритель — это не только наблюдатель, но и участник спектакля. Впрочем, когда мы только примеривались к этой идее, понимали, что чего-то не хватает. И вдруг подумали: что если оставить зрителя в одиночестве, без посредника в лице актера? И мы начали, совершенно не понимая, что из всего этого может получиться. Мы не знали, можно ли каким-то образом направлять зрителя, не участвуя в постановке физически, сработает это или нет. Это был чистый эксперимент. Но он сработал. И оказался очень удачным. Мы были счастливы. Сейчас продолжаем экспериментировать с тем, как поместить зрителя в центр действия.

— Вы каким-то образом адаптируете постановки под различных зрителей?

— Обычно формат всегда один. Текст вне зависимости от языка, на котором он звучит, — тоже. Хотя есть, конечно, нюансы перевода: например, немецкий язык более императивен, чем итальянский. Неизменность текста и обстоятельств, в которые попадает зритель, очень важна для нас. Мы пытаемся найти язык, понятный как детям, так и взрослым. Но, разумеется, в каждой стране зрители разные. Где-то они очень эмоциональны, где-то более сдержанны. В Германии, например, многие плакали. Что особенно трогательно — ведь немцы не любят показывать свои чувства.

«Гензель и Гретель»

— Для меня ваш спектакль был неким погружением — не в детство, но в мир детских эмоций, ощущений, восторгов, страхов. Думаю, многие взрослые воспринимают его именно так. А что дети?

— Для них это скорее увлекательное приключение. Они проживают его как реальное, осязаемое погружение в сказку и чувствуют себя ее героями. Между ними и сказкой нет дистанции, как у взрослых. Поэтому взрослых эта история трогает гораздо больше. Для них это действительно некое путешествие памяти.

— Почему вы работаете со сказкой? Потому что это универсальный язык?

— Да, именно. И еще мне самой очень интересно детство — как особый мир и особое ощущение жизни. В сказке есть понятные всем архетипы. Так, недавно мы показывали «Гензель и Гретель» в Австралии — и хотя эта сказка не в их культурной традиции, ее принимали так же живо, как в Германии. А в Цюрихе, например, школьники вообще не знали этой истории, что совершенно не мешало пониманию. Для меня лично крайне интересно и важно работать с материалом, который связывает разных людей.

Азиатам было сложно оказаться в полном одиночестве. В их культуре силен коллективизм, и этот опыт  был для них сильным переживанием

— Австралийцы все же тесно связаны с европейской культурой, а как спектакль воспринимали в Азии, где вы тоже гастролировали?

— У них не возникло трудностей восприятия. Им было сложно оказаться в полном одиночестве. В их культуре силен коллективизм, и опыт одиночества был для них сильным переживанием. Собственно, знание сюжета вовсе не обязательно — потому что наш спектакль не нарратив, который представляет собой любая сказка, а прежде всего чувственный опыт. Если зритель знает сюжет, у него возникают определенные ассоциации. Нет — появляется простор для воображения и собственных интерпретаций.

— У вас есть еще один спектакль, _B, основанный на сказке о Белоснежке. В нем вы используете тот же подход, что в «Гензель и Гретель»?

— Bторой спектакль сказочной трилогии, над которой мы сейчас работаем. Да, подход похожий: зритель, направляемый голосом в наушниках, также находится в полном одиночестве. Если в «Гензель и Гретель» мы уделяем много внимания объектам, деталям, то здесь — пространству, оно для нас первостепенно. Все комнаты, по которым путешествует зритель, абсолютно разные, и сама инсталляция гораздо больше. Мы, по сути, используем тот же метод, но немного другим образом и в других условиях.

— Каким театром вы занимались до того, как появилась компания Trickster-P  ? Вы изначально актриса, режиссер?

— Я получила актерское образование, но в нашей школе оно не ограничивалось собственно актерским мастерством — мы много работали с материалами, объектами, создавали что-то одновременно как художники и режиссеры. В Trickster-P — я называю его скорее художественным проектом, чем театральной компанией, — мы экспериментируем не только с объектами и пространством, но и со звуком.

— И полем для этих экспериментов, как я понимаю, служит ваша арт-резиденция Casa del Tabacco?

— В самом начале у нас не было помещения для репетиций. В какой-то момент мы нашли живописнейший дом, бывшую табачную фабрику недалеко от швейцарско-итальянской границы. Мы приспособили его под свои нужды — оборудовали репетиционное пространство, офис, жилые помещения. Получилась арт-резиденция — мы не только сами здесь работаем, но и приглашаем под конкретные постановки других художников и артистов. Но есть и те, кто приезжает к нам для работы над собственными проектами.