Мэтры мирового и отечественного режиссерского театра, выдающиеся актеры со своими коронными ролями, радикальный постановочный театр, экспериментальное «пограничье», объединяющее все виды искусства, — в октябре и ноябре у нас есть возможность увидеть все это своими глазами. Ну а следующая гастрольная волна придет уже в будущем году, вместе с «Золотой маской» и Чеховским фестивалем. Итак, вот лучшее из привозного.
Хореограф-экспериментатор Сиди Ларби Шеркауи и танцовщица Шантала Шивалингаппа покажут композицию Play
Свободные радикалы
1–8 октября 2013: «Территория»
Фестиваль-школа, проходящий в этом году в восьмой раз, адресует свою программу не только зрителям, интересующимся современным искусством, но и театральным профессионалам — будущим и настоящим. Специально для студентов театральных вузов у «Территории» есть программа мастер-классов, дискуссий, семинаров. Организаторы собирают программу из спектаклей, которые созданы на границах жанров и культур, спектаклей, которые всякий раз заново и с разным результатом проверяют на прочность само понятие «театр». Признанный в Европе хореограф-экспериментатор Сиди Ларби Шеркауи и танцовщица Шантала Шивалингаппа покажут композицию Play, которая обязана своим появлением великой Пине Бауш (1 октября, 20.00, Театр наций). Фальк Рихтер и Анук ван Дайк по-своему не менее экстремально сочетают танец и драматическую игру в спектакле Rausch, который тем не менее является частью репертуара более чем консервативного драмтеатра Шаушпильхаус из Дюссельдорфа (3 и 4 октября, 20.00, Театр наций). Еще один признанный экспериментатор — грек Димитрис Папаиоанну привезет спектакль «Первая материя», причем первой материей в данном случае является человеческое тело, которого на сцене будет много (4–6 октября, 20.00, «Платформа» на «Винзаводе»).
Экзотика иногда обнаруживается там, где меньше всего ожидаешь. Решив организовать мастер-класс, посвященный театральной системе Антонена Арто, устроители «Территории» обнаружили, что самый несгибаемый последователь Арто — норвежец Ларс Ойно, назвавший свой театр «театром жестокости». Исходным материалом для его постановки «Горная птица» (6 октября, 20.00, Театр наций) стал фрагмент либретто, написанный Генриком Ибсеном. Главная героиня этого оборванного текста полуторавековой давности — девушка, живущая в согласии с природой и в конфликте с людьми. Соединив театр Арто и музыку современного норвежского композитора Филипа Санде, основанную на фольклорных мотивах, Ойно создал действо на грани оперы, перформанса и ритуала.
Кроме зарубежной части у «Территории» есть и московская программа — в этом году в нее входят «Пробуждение весны» в постановке Кирилла Серебренникова (4–6 и 8 октября), «Камень» Филиппа Григорьяна (3 октября), «Электра» Тимофея Кулябина (1 и 2 октября) и «Три дня в аду» Дмитрия Волкострелова (7 и 8 октября). Но так как все эти спектакли после «Территории» останутся в репертуаре своих постоянных площадок, то я здесь ограничусь лишь упоминанием.
Дилогия «Божественная комедия» — «Рай» Данте в постановке Эймунтаса Някрошюса
Хедлайнеры к юбилею
Октябрь–ноябрь 2013: «Сезон Станиславского»
Для фестиваля «Сезон Станиславского» 2013 год экстраординарный. Константин Сергеевич родился в 1863 году — сначала 150-летие отца-основателя торжественно отмечал МХТ, теперь очередь дошла до его именного фестиваля. Программа вышла юбилейно-роскошная: организаторы пригласили лауреатов премии Станиславского, собрались сплошные гранды и мэтры.
Недавно перебравшийся из Австрии во Францию Люк Бонди показывает свою последнюю постановку, сделанную в Вене в Бургтеатре, — спектакль-дуэт «Счастливые дни Аранхуэса», Дорте Лиссевски и Йенс Харцер в непрекращающемся диалоге о любви, влечении и счастье. Пьесу написал еще один живой классик-скандалист — австрийский писатель Петер Хандке (26 и 27 октября, 19.00, Московский областной дом искусств «Кузьминки»).
В эти же два дня на сцене «Гоголь-центра» Мартин Вуттке покажет свою собственную постановку «Мнимого больного» Мольера. У нас Вуттке известен не как постановщик, а как грандиозный актер, но в Германии он еще успевает регулярно ставить спектакли. Для его московских поклонников скажем все же, что в «Мнимом больном» Вуттке сам играет главную роль, Аргана (одну из самых знаменитых ролей Станиславского-актера, кстати), и делает это неумолимо смешно (26 и 27 октября, 19.00, «Гоголь-центр», 27 октября перед спектаклем — встреча с публикой).
Другие лауреаты премии Станиславского: Клаус-Мария Брандауэр в моноспектакле «Последняя лента Крэппа» Беккета в постановке Петера Штайна (2 и 3 ноября, 19.00, театр «Мастерская Петра Фоменко») и экспрессивная антивоенная классика «Там за дверью» Вольфганга Борхерта в гамбургской постановке Люка Персеваля. Отдельный повод сходить на Персеваля — работа выдающегося сценографа Катрин Брак (12 и 13 ноября, 19.00, Театр Маяковского).
Центральным же событием «Сезона Станиславского» должна стать дилогия «Божественная комедия» — «Рай» Данте в постановке Эймунтаса Някрошюса. Дилогия, созданная при непосредственной поддержке фестиваля, будет показана во «Дворце на Яузе». Первая часть длится четыре с половиной часа, вторая — около полутора часов. («Божественная комедия» — 5 ноября, 18.00, «Рай» — 7–9 ноября, 19.00, «Дворец на Яузе»).
Спектакль Льва Додина «Три сестры»
Фестиваль одного режиссера
До 13 октября: Большие гастроли спектаклей Льва Додина
Приезд Малого драматического театра (устроители — «Золотая маска» и Фонд Михаила Прохорова), организационно не связанный с «Сезоном Станиславского», все же логично упомянуть в непосредственном соседстве с ним: Лев Додин в ряду европейских грандов, где же еще.
Такие гастроли раньше принято было называть «творческим отчетом». Лучшие додинские премьеры последних двух десятилетий — от «Бесов», поставленных в 1991-м, до прошлогодней премьеры «Коварство и любовь». Само по себе долгожительство спектаклей в репертуаре в наши дни стало большой редкостью, признаком эстетического своеобразия и, если можно так сказать, профессионального благополучия. Смотреть же спектакли Додина в такой «ретроспективе» — дело правильное и естественное. Потому что самая главная, никогда не оставляющая его тема — диалог эпохи и человека, основанный на непрерывности человеческого бытия и непрерывности времени. Теперь москвичи имеют возможность увидеть, как выглядит связь времен в режиссерской биографии Льва Додина. «Три сестры» (28 и 29 сентября), «Коварство и любовь» (1, 2 и 10 октября), «Враг народа» (5 и 6 октября), «Жизнь и судьба» (8 и 9 октября), «Бесы» (спектакль в трех частях, 13 октября, на сцене театра Et cetera, остальные спектакли — Театр Маяковского).
Последняя премьера Кристофа Марталера — King Size
Новые новые, старые новые и самые новые
17 ноября – 4 декабря 2013: NET
Фестиваль нового европейского театра NET — в данном случае название, собственно, и есть программа. «Новый» и «европейский» — почти все спектакли в программе NET выпущены в текущем сезоне, в крайнем случае в прошлом. Среди приглашенных есть и признанные, и великие, и начинающие. Объединяет их визионерская вера в то, что театр живет завтрашним днем, а не вчерашним.
Первый из признанных — Кристоф Марталер со своей последней премьерой King Size — не подумайте дурного, речь не о курении, а о гигантской кровати, мечте любой женщины и любого мужчины. Как всегда у Марталера, мужчины и женщины общаются с помощью песен — и из этого выстраивается сложнейший психологический театр нашего времени, одновременно и лаборатория, и балаган (17 ноября, 20.00, Центр им. Вс. Мейерхольда).
Первый из великих — Питер Брук и его «Волшебная флейта». Сцена превращена в аскетичную бамбуковую рощу, вместо Моцарта в золоте и бархате Брук ставит Моцарта как будто это классика театра кабуки, и этот японский минимализм внезапно обнаруживает огромное разнообразие оттенков и эмоций (20 и 21 ноября, 20.00, Театр наций).
Еще одна европейская знаменитость, бельгиец, живущий в Голландии, Иво ван Хове, покажет свою версию «Сцен супружеской жизни» Ингмара Бергмана. Ван Хове вообще часто обращается к киносценариям, его экстремальный театр наверняка будет интересен тем, кто в прошедшем сезоне следил за кинотрилогией на сцене «Гоголь-центра» (29 и 30 ноября, 19.00, «Дворец на Яузе»).
По духу NET, конечно, в чем-то близок «Территории» — в программе много спектаклей, выходящих за границы традиционной зрелищности. Последовательно нарушая законы всех жанров, современный европейский театр ищет новый синтез — фестиваль NET обращается к тем, кому интересны результаты этого поиска.
Эстонский Театр NO99 превращает в тему своего спектакля «Педагогическая поэма» формирование «нового» человека и актера, беря за основу «Педагогическую поэму» Макаренко и «Работу актера над собой» Станиславского (21 и 22 ноября, 20.00, Центр им. Вс. Мейерхольда).
Хореографическая композиция Memento Mori Паскаля Рамбера (25 и 26 ноября, 20.00, Центр им. Вс. Мейерхольда) исследует основы человеческого движения. Mi Gran Obra испанца Давида Эспинозы — работа была раньше показана на биеннале в Венеции — то ли инсталляция, то ли спектакль. Трогательный и бескомпромиссный художественный жест человека, который понимает, что инсценировка всех его фантазий требует невозможного: нескольких сотен артистов, огромных денежных сумм, гигантских площадок. И тогда художник превращается в творца, в настольной версии мироздания он всемогущ и к тому же может инсценировать войны и даже конец света, никому не причиняя ни капли вреда… (27–30 ноября и 1 декабря, время уточняйте на сайте, Боярские палаты СТД РФ).
На границе культур и жанров — две премьеры ансамбля «Студия новой музыки»: «Индекс металлов» — видеоопера Фаусто Ромителли (20 ноября, 20.00, Центр им. Вс. Мейерхольда) и «Падение/я» — мультимедиаспектакль для двух экранов, ансамбля и электроники на музыку Р. Сендо, М. Маталона, М. Жарреля (28 ноября, 20.00, Центр им. Вс. Мейерхольда). Француз Филипп Кен заставляет окружающий современного человека техногенный мир жить по законам перформанса или даже цирка, об этом его «Эффект Сержа» (3 и 4 декабря, 20.00, Центр им. Вс. Мейерхольда).
Одно из самых ожидаемых гастрольных событий года — Роберт Уилсон «Последняя лента Крэппа»
Без ансамбля
1–11 октября 2013: Solo
Международный фестиваль моноспектаклей Solo проходит в театральном центре СТД РФ «На Страстном» в шестой раз. Исполнители из России и Европы покажут большое разнообразие возможностей формата один-на-один-с-залом: от эстрадного стенд-апа до музыкальных моноспектаклей и классического театра одного актера. Особенно обратить внимание стоит на несколько монособытий.
«Дед Петр и зайцы», музыкальный моноспектакль Петра Мамонова (3 октября, 19.00) — внимание, поклонники! — будет сыгран единственный раз в этом сезоне. «Ночь на пороге лесов» Владимира Любовского (4 октября, 21.00) — редкая возможность услышать на московской сцене текст одного из самых интересных европейских драматургов второй половины ХХ века Бернара-Мари Кольтеса. Одно из самых ожидаемых гастрольных событий года — Роберт Уилсон «Последняя лента Крэппа» (6 октября, 18.00 и 22.00) — интереснее всего будет, конечно, тем, кто в начале месяца пойдет на Крэппа-Уилсона, а в конце — на Крэппа-Брандауэра. Закончится фестиваль канадским спектаклем «Одинокие» в исполнении автора, признанного экспериментатора мировой сцены: режиссер, драматург, арт-директор 63-го Авиньонского фестиваля Важди Муавад сочинил историю двух тысячелетий, которые проходят за одну ночь в зале Эрмитажа (11 октября, 19.00).
P.S. Сердечная просьба ко всем, кто собирается посетить упомянутые в тексте мероприятия: уточняйте цены на билеты, адреса площадок, дату, время и возрастные ограничения в кассах и на сайтах фестивалей.