Последние два десятилетия эта труппа жила в провинциальном режиме, что не годится для главного театра страны. Ни одного хореографа с мировым именем на афише; множественные гастроли с затверженной классикой на площадках третьего ряда (что, конечно, приносит деньги, но убивает творческий потенциал); отъезды лучших выпускников училища за границу (Россия, Германия, США — во многих труппах можно найти киевлян). В прошлом ноябре украинскому культурному начальству такая жизнь театра надоела. Был назначен новый худрук, и в минувшие выходные состоялась первая придуманная им премьера.
Денису Матвиенко 33 года, и в советские времена его назвали бы «летуном» — не из-за отличного прыжка (что присутствует), но из-за пристрастия к перемене мест работы. Дебютировав в Национальной опере Украины еще школьником, он танцевал последовательно в НОУ, Мариинке, снова в НОУ, в Большом, Михайловском и снова в Мариинке. В биографии — семь лет назад взятый Гран-при на московском балетном конкурсе и серия хороших заграничных контрактов, рядом — жена Анастасия, с которой он обычно танцует и которая по карьерной лестнице шагает на ступеньку ниже мужа. (Денис сейчас ушел в НОУ с позиции премьера Мариинки, Анастасия остается там в статусе первой солистки, в Киеве будет появляться как приглашенная звезда.) Для первого своего проекта Матвиенко выбрал «Класс-концерт» Асафа Мессерера и «Радио и Джульетту» Эдварда Клюга. Таким образом, заявлены две важные темы: совершенствование классического тренажа и обновление репертуара.
И первое и второе труппе совершенно необходимо. Киевская школа — сильная школа, выпускающая отменных профи (там училась прима Большого Светлана Захарова, лишь на выпускной год перешедшая в Вагановское, там начал свои полеты над сценой премьер Михайловского театра Леонид Сарафанов, именно в Киеве занималась прима Королевского балета Великобритании Алина Кожокару — и можно вспомнить еще немало имен). Но лучшие карьеры делают те ее выпускники, что затем шлифуют свое мастерство у иных педагогов. Потому что это училище дает апломб (устойчивость в переводе с балетного на русский), дает азарт, дает желание и возможность сделать лихой трюк, но пренебрегает чистотой танца, отчетливостью позиций и благородством манер.
И это было очень видно на премьере «Класс-концерта». Одноактовка, сочиненная одним из легендарных танцовщиков (затем не менее славным педагогом) Большого Асафом Мессерером в 1963 году, воспроизведена в Киеве Михаилом Мессерером. Знаменитый учитель и хореограф, ныне главный приглашенный балетмейстер Михайловского театра, способен творить чудеса, заставляя даже самых шальных звезд правильно ставить ноги при приземлении из прыжка, и он сделал все что мог, но времени явно было недостаточно. «Класс-концерт» — это, собственно, игра, когда зрителя как бы приглашают за кулисы, и развивается спектакль по порядку утреннего класса: сначала занятия у палки, затем на середине зала со все усложняющимися упражнениями (от 1963 года, когда полы были деревянными, а не пластиковыми, осталась сценка, когда в паузе парни проходят по сцене с садовыми лейками — так действительно поливали доски, чтобы ноги меньше скользили). Но это именно игра: все движения выверены, все случайности (кто-то запнулся) поставлены и неслучайны и, конечно, все в строгих трико и туниках, нет ни следа того теплого живописного тряпья, что надевают на себя балетные на репетициях. В этом маленьком спектакле — высокое честолюбие: он заставляет зрителя влюбиться в (как бы) повседневную работу, без расшитых пачек и душещипательных сюжетов. Артисты способны заставить зрителей вопить от восторга даже в совсем будничных обстоятельствах, потому что балет сам по себе прекрасное занятие — в мысли немало пафоса, что не отменяет ее правды. На премьере киевлянам эту мысль удалось передать ровно наполовину: танцовщики с удовольствием прыгали и летали, сотворяя отличные и понятные всем трюки, а вот сделать более сложную вещь — передать обаяние точности, то, что заставляет публику ахать в момент, когда она не понимает, что собственно происходит и чем вот тот танцовщик лучше вот этих, — им не удалось. «Класс-концерт» вышел бурным, веселым и не слишком аккуратным — что ж, класс, как известно, делается ежедневно, и только в повторении достигается совершенство.
Во второй части вечера — в «Радио и Джульетте» словенского хореографа Эдварда Клюга — танцовщики труппы вполне смогли убедить публику в том, что они готовы к современной хореографии. Маленький балет на музыку группы Radiohead, в котором выраженная роль есть только у балерины (Анастасия Матвиенко), а все остальные — мужские — партии не имеют имен, смешиваются и меняются, был исполнен точно и с удовольствием. Центральный дуэт Денис и Анастасия Матвиенко не раз танцевали на концертах, он у них, что называется, «в ногах», но и другие пять артистов (Евгений Лагунов, Виталий Нетруненко, Ярослав Ткачук, Иван Бойко, Сергей Клячин) в зыбкой реальности Клюга (вот вроде бы драка — но скорее обозначение движений, чем боевая ярость; вот вроде бы венчание — но на пути к «священнику» рядом с девушкой то и дело меняются парни) смотрятся вполне естественно. Эдвард Клюг не относится к мировым ньюсмейкерам, но для начала знакомства с современной хореографией подойдет.
Дальше будет труднее. Следующей премьерой названа «Баядерка» в версии Наталии Макаровой, но как-то не очень понятно, кто будет ее репетировать, чтобы трагическая история не превратилась в набор цирковых трюков (Мессерер занят и в Питере, и в Лондоне, местные же педагоги, боюсь, не справятся). С современной хореографией тоже непросто — авторов первого ряда уговорить отдать спектакль в незнакомую труппу очень сложно, к тому же сразу встанет вопрос о гонорарах. Есть вещи, неподвластные худруку, но для творческой работы необходимые: для нормальной подготовки спектаклей дома надо сокращать количество гастролей; надо решать вопрос с рекламой (в городе ни одной афиши НОУ); надо наладить издание пристойных буклетов (а не только программок, где все имена артистов идут списком; чем более радикальные новинки появятся в репертуаре, тем больше зрители нуждаются в объяснениях того, кто у них что ставит, даже для «Радио и Джульетты» такой буклет был определенно необходим). Надо уговаривать перспективных выпускников оставаться дома, а не уезжать за границу. В общем, многое, конечно, решат деньги. Насколько Украина готова тратиться на свой балет? Если огромная корзина красных роз, вынесенная на сцену от имени министра культуры, не станет единственным знаком поддержки, у киевского балета есть шансы на успех.
Новый класс
Киевский балет вступает в эпоху перемен
Наверх