20402
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
22736
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
12052
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3803
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
8082
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
6698
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
4033
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2971
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
12027
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
9492
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
7473
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
7909
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
5286
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
4044
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
3141
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
3067
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
4013
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2859
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2876
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
4378
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3814
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2683
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2306
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
4352
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
4335
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2856
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2918
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
3346
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
3121
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2967
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
3168
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
5567
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
4060
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3700
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
3125
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
00:05 13/01/2014 Анна Гордеева 0 145

«Я рада, что мне не пришлось биться головой о стенку, чтобы кому-то что-то доказывать»

В этом году «Вивальди-оркестру» исполняется 25 лет. На вопросы «МН» ответила Светлана Безродная, бессменный руководитель оркестра

Наталья Логинова "Коммерсантъ"

— Как у вас появилась идея собрать оркестр только из женщин?

— Было время, когда девушек и женщин вообще не брали в оркестры. Я почувствовала это на себе: когда я заканчивала консерваторию, меня пригласил к себе наш замечательный ректор Александр Васильевич Свешников и сказал: вы хорошая скрипачка, посидите немножко, я сейчас позвоню одному художественному руководителю. Я не поняла, кого он имеет в виду, и вдруг слышу, он здоровается с Рудольфом Борисовичем Баршаем. «Знаете, у меня должна закончить девушка — очень сильная скрипачка, вы не откажетесь принять ее в свой оркестр?» — говорит он. А в то время это был единственный камерный оркестр в СССР — совершенно потрясающий, мы все ходили его слушать. И вдруг я вижу (у Свешникова было довольно длинное такое лицо, он, кстати, был высокий, интересный мужчина), я вижу, что это лицо еще больше вытягивается. Он говорит: «А ну да, да, Рудольф Борисович, ну хорошо», — и кладет трубку. Я спрашиваю, что случилось. Свешников пожимает плечами: «Он мне как-то очень странно ответил — мол, я женщин не беру». Это меня не обидело — ну не берет так не берет (хотя если бы меня взяли, я была бы очень довольна), я вообще-то втайне ото всех уже поступила тогда на работу в Росконцерт. Прошла серьезный конкурс, стала солисткой Но как-то мне эта история с Баршаем запомнилась, в душу запала.

Когда отгремели аплодисменты и должен был выйти ведущий и объявить следующий номер, генеральный секретарь сказал громко: «Хорошо пионеры играют! И тренер у них хороший!»

Кроме того, когда я училась в консерватории, меня на первом курсе пригласили в квартет с уже абсолютно взрослыми девушками (одна была в аспирантуре, другая заканчивала пятый курс), и это была замечательная школа. Потом прошло много времени, я преподавала в Центральной музыкальной школе, которую сама и закончила до консерватории, и была такая странная вещь — в моем классе практически не было девочек. Только две ученицы — одна потом получила лауреатство на конкурсе Баха, другая, Елена Ревич, стала концертмейстером у Башмета, а кроме них только мальчики. Почему так получалось, я не знала. Возможно, потому, что с мальчиками было проще работать — они не плачут, а я ведь очень жестко занималась и не понимала, что надо давать отдохнуть. Но когда ушла моя мама... Знаете, когда родители живы — ты ребенок, в каком бы возрасте ты ни был. А когда родители уходят — ты понимаешь, что ты взрослый, и тебя по голове как будто молния ударяет. И вот эта молния ударила: когда ушла моя мама, я увидела сон. Маленькая девочка идет по темному коридору. Каменные своды, и она идет не посередине, а так, как я ходила в ЦМШ, — у стены. Через некоторое время я познакомилась с экстрасенсом, и он мне сказал: что ты удивляешься, это же ты в оркестре Вивальди (был такой оркестр в Венеции в начале XVIII века при женском монастыре, где учили подкидышей из знатных семейств). Ты подкидыш, ты сиротка, ты самая маленькая в оркестре. А я действительно видела во сне такую маленькую девочку. И что-то во мне щелкнуло — а в этом что-то есть. И тогда я подумала, что надо срочно создавать коллектив, который будет состоять из одних женщин — барышень, скажем так.

— Как вам удалось пробить его организацию в Министерстве культуры?

— Да, в то время уже состоялся шикарный оркестр «Виртуозы Москвы», уже состоялись «Солисты Москвы». И вот Безродной приходит в голову, что у нее будет женский оркестр! Наверно, все получилось потому, что они меня знали — я имею в виду Министерство культуры СССР — как человека, который умеет работать с детьми и выставляет их на все партийные съезды, на все ленинские дни, концерты в Кремлевском дворце. Когда был Черненко, на торжественном концерте по случаю окончания работы съезда КПСС я собрала сто скрипачей ЦМШ и Гнесинки, кроме того, три рояля и четыре арфы были на сцене, и все они исполняли виртуозную пьесу Хренникова. Когда отгремели аплодисменты и должен был выйти ведущий и объявить следующий номер, генеральный секретарь сказал громко: «Хорошо пионеры играют! И тренер у них хороший!» Я потом не знала, куда мне деваться: куда ни войди — меня же все знают — мне говорили «тренер пошел».

В Одессе, когда мы играли Вивальди — из «Грозы», там такое невероятное пиано, вдруг где-то в третьем-четвертом ряду встает человек, показывает на меня и говорит: «Нет, вы посмотрите, как она играет!»

Вот эта известность мне помогла — мое желание услышали. Когда меня спросили, какой оркестр я хочу, я сказала: «Женский, но при этом такой, как у Спивакова и Башмета». И 9 января 1989 года был подписан приказ, но его потом потеряли в министерстве, и заново министр подписал уже новый приказ 5 апреля. Так что у меня два приказа «Об образовании женского камерного оркестра Министерства культуры СССР». Я когда увидела «женский» в названии, мне это очень не понравилось. Тут я вспоминаю свой сон про оркестр Вивальди — и переименовываю его. Так образовалось это сообщество. Мне сказали: только смотри, 12 человек — это ансамбль, 15 — уже оркестр. Я решила, что 17 уж точно будет для оркестра достаточно, и позвала 17 выпускниц консерватории.

— Ваш оркестр сразу стал много гастролировать.

— Да, конечно. Вот лишь несколько эпизодов. Гамбург, наша первая зарубежная гастроль. Мы выступали в церкви Св. Николая. Огромный храм, на четыре тысячи человек. Играли Шостаковича. В Союзконцерте меня попытались убедить снять посвящение памяти жертв фашизма и войны, но я запротестовала: это же автором написано! И знаете, какая самая запоминающаяся рецензия была там? «Безродная заставила немцев покаяться»! А в Одессе, когда мы играли Вивальди — из «Грозы», там такое невероятное пиано, вдруг где-то в третьем-четвертом ряду встает человек, показывает на меня и говорит: «Нет, вы посмотрите, как она играет!» Я тогда еще не привыкла к таким вещам и чуть не свалилась со сцены. Союзконцерт, конечно, дал возможность сразу приобрести известность, что необходима музыканту — если тебя никто не знает, для кого ты будешь играть, для себя дома? А в конце 1992 года приезжает вице-президент Columbia Artists и подписывает со мной огромный контракт: каждые два года мы выезжали в Штаты на концерты. 44 концерта за 51 день, разные программы. Columbia устраивала и наши гастроли по Юго-Восточной Азии и по Италии. Так развивалась карьера, и я рада, что мне не пришлось биться головой о стенку, чтобы кому-то что-то доказывать. Я так не привыкла кому-то что-то доказывать... Не люблю это делать по сей день.

Пресс-служба «Вивальди-оркестра»

— Почему в конце девяностых вы вдруг обратились к советской эстраде?

— Мой муж — он журналист-международник, но человек с абсолютным слухом, с абсолютной музыкальной памятью — посоветовал мне обратить внимание на эту музыку. И я открыла для себя мир совершенно непознанный. Вы сами понимаете — моя мама хоть и не закончила консерваторию, была певицей, драматическое сопрано, папа врач, и они слушали преимущественно классику. Они любили Шульженко, но все же слушали в основном классику, оперу. Я тоже интересовалась только классикой. И когда я открыла для себя это счастье, этот новый горизонт, оказалось, что я могу очутиться в том времени и научить свой оркестр звучать так, как звучала тогда эта музыка в исполнении тех оркестров — Леонида Утесова, Александра Цфасмана, Якова Скоморовского... При этом звучание наших и зарубежных оркестров того времени — хотя они не соприкасались, ведь был же железный занавес — оказалось удивительно схожим. Так получилось, что я вошла в эту реку и не выхожу из нее и по сей день. Классика в сочетании с джазом, с танцевальной музыкой. Теперь это называется кроссовер. А у нас я начала это делать едва ли не первая. И когда я появилась на сцене зала имени Чайковского с аккордеоном, вы даже представить себе не можете, как меня разнесли! Как я посмела допустить, чтобы в храме искусств танцевали в зале, да на концерте, когда выступает классический оркестр! Танго, фокстрот — что это такое? Да, реакция была резкой, но вместе с тем первый шаг к представлению уже спектаклей, а не концертов был сделан именно тогда.

Кстати, спектаклеобразные формы наших программ — это уже нечто устоявшееся, нечто традиционное. Притом касается это не только так называемого легкого жанра, но и классики. Итак, спектакль. Спектакль, когда речь идет, скажем, о нашей эстраде в начале ХХ века. Это я об «Унесенных ветром» — композиции, повествующей о звездах русской эстрады на родине и на чужбине после трагедии 1917 года и великого исхода, последовавшего за ней. Кстати, за последние три года канал «Культура» показал его уже пять раз.

Спектакль, когда на фоне музыки Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна, Хренникова и поэзии Шекспира, Лермонтова, Пастернака вместе с Владимиром Васильевым, Александром Домогаровым и конечно же с моим «Вивальди-оркестром» мы размышляли о жизни и смерти, о смысле бытия. Это я о «Маскараде без масок», премьере двухлетней давности.

Рассказ о героизме русского народа, победившего наполеоновскую армаду в 1812 году, был сделан мною и все тем же Владимиром Васильевым тоже в виде спектакля. Горда тем, что впервые за столетнюю историю хора им. Пятницкого, руководимого талантливейшей Александрой Пермяковой тоже уже четверть века, именно я вывела этот замечательный коллектив на сцену Большого зала Московской консерватории.

Или, вот, скажем, еще один пример — спектакль «Возвращение». Это рассказ о светлейшем времени нашего Отечества — об эпохе «оттепели». Мы рассказали о ней языком музыки к фильмам середины 50-х и поэзии Евтушенко, Ахмадулиной, Вознесенского, Рождественского. И все это тоже на сцене Большого зала.

Когда стала преподавать сама, то создала свою систему. Соединив то, чему меня научили, и эту систему, я получила 14 лауреатов международных конкурсов

— Какие спектакли вы покажете в этом сезоне?

— Мы открыли сезон первой частью трилогии «Три истории любви и одиночества» — сыграли «Тайны Дон Жуана». 8 марта у нас будет «Казанова», а 21 мая — «Фауст». Почему об одиночестве? Потому что художник всегда одинок. А почему я считаю, что эти фигуры — художники? Это выдающиеся люди, которые были не поняты современниками, как, впрочем, и многие великие музыканты: Вивальди был не понят современниками, был не понят современниками даже Бах (вроде бы благополучный), не понят был современниками (хотя и принят) Моцарт. Чем они, эти люди, которых не понимают (я, в частности, конечно же имею в виду и прототип Дон Жуана, и реального Казанову), могли оставить след в истории? Только победой над женскими сердцами. Вот так и пошло, что их стали считать людьми, которые только стремились к завоеванию женщин, — современникам так было понятнее. В «Тайнах Дон Жуана» звучат «Дон Жуан» Моцарта и «Дон Жуан» Глюка, Владимир Васильев (гениальный наш танцовщик и балетмейстер, режиссер проекта) читает Гофмана, который писал и о Моцарте, и о Глюке, а еще возникает Пьяццолла. Потому что он тоже непонятый современниками гений — да, его любили в Аргентине, но не понимали, что он воистину гений. Цикл этих спектаклей посвящен памяти великой русской балерины Екатерины Максимовой, с которой Васильев танцевал главные партии в поставленном им потрясающем балете «Фрагменты одной биографии» на музыку Астора Пьяццоллы.

Фазиль Искандер расплакался на одном из наших концертов: «Я будто вновь слушал пластинки, которые звучали у моих родителей. Как вы этого добились?!»

— К вам на прослушивание приходит девушка. Допустим, она играет неидеально. Возьмете ли вы ее в оркестр?

— Мне иногда не надо, чтобы она играла идеально, потому что я все-таки прошла ту школу, которую мало кто прошел из ныне присутствующих здесь. У меня были гениальные педагоги. Я взяла эту школу, впитала ее (хотя тогда не понимала, что я ее впитываю, и даже иногда сопротивлялась), но когда стала преподавать сама, то создала свою систему. Соединив то, чему меня научили, и эту систему, я получила 14 лауреатов международных конкурсов. Все они завоевывали первые премии — однажды, правда, один мой ученик на конкурсе Паганини получил вторую, но и то лишь потому, что первая присуждена не была. Вот это соединение дало мне возможность научить мой коллектив тому, что умела делать сама. Моя система особая — она позволяет прийти к результату быстрее, чем все остальные. Тут мне помогла другая моя страсть — спорт. Я все-таки мастер спорта по спортивной гимнастике. Хотя меня оттуда вытаскивали, в школе скандалы были дикие, но у меня был потрясающий тренер, который поставил себе цель: ввести меня в сборную. Когда я получила звание мастера, тогда все заорали, что это невозможно, потому что можно испортить руки, и мне пришлось оставить спортивную карьеру. Но спорт меня научил, во-первых, выносливости, а во-вторых, научил приходить к результату быстрее. То есть понять, что есть такие фазы обучения, которые можно обойти и укоротить путь к результату. Когда девушка приходит на прослушивание, мне важно почувствовать, что это за человек, какой у нее темперамент. Но, конечно, если уж играет совсем плохо, то это никуда не годится. Вначале я вообще занималась только тем, что меняла постановку рук, — просто приходили ко мне все, начиная от контрабасов и заканчивая скрипками и альтами, и я меняла постановку руки. И знаете что в результате? Мы сравнили наши первые записи и сегодняшние — звук оркестра сохраняется один и тот же. Помню, Фазиль Искандер расплакался на одном из наших концертов: «Я будто вновь слушал пластинки, которые звучали у моих родителей. Как вы этого добились?!»

— Ваши коллеги-музыканты достаточно часто жалуются на ту публику, что к ним приходит. Как вам кажется, изменилась ли публика за те годы, что вы выступаете на сцене?

— Я никогда не жаловалась — ни тогда, ни теперь. Я им всем радуюсь. У меня, наверное, какое-то другое отношение к зрительному залу, когда я выхожу на сцену. Я знаю, что Давид Ойстрах безумно волновался. Все, выходя в Большом зале консерватории, безумно волнуются. Что со мной происходит, я не знаю, мне бы только вылететь туда! Я себя чувствую там лучше, чем вот здесь, на репетиции. Мне прекрасно. И вы знаете, это передается публике. Когда человек выходит такой весь закрытый — публика такая же. И зал у меня молодеет с каждым годом. Когда я давала «Пиковую даму», где-то в середине действа раздался вопль маленькой девочки: «Не хочу уходить!» Я оглянулась — не могла понять, что происходит. Оказалось, ей пять лет и ее уводили. На вечерних концертах полно детей, им интересно. Потому что я общаюсь с залом, им понятно все, что я делаю. Так что я никогда не жалуюсь на публику. Просто, к счастью, наверное, мне не довелось встретить плохих слушателей.

40 лет тому назад на Западе стали изгаляться над классикой как угодно, а мы радостно подхватили: «Сделано открытие!» Да не сделали они никаких открытий, когда в кроссовках решили танцевать «Лебединое озеро»

— Вы ходите куда-то как зритель — на спектакли или на концерты?

— Глоток другого воздуха — это важно. Хотелось бы ходить чаще, и раньше это удавалось. А сейчас напряженная подготовка к бесконечному количеству премьер просто забирает кучу времени. Знаю, вот, например, сейчас Евгений Миронов играет в потрясающем «Гамлете», поставленном в Театре наций Робером Лепажем. Он один играет все роли. Это не Гамлет в традиционном прочтении. Это нечто иное, некие сны, какие-то странные видения принца Датского о своей, а быть может, и не своей жизни. Подобные трактовки классики меня очень интригуют.

— Следите ли вы за тем, что происходит в оркестре Большого театра?

— В Большом хороший оркестр. Я сотрудничаю с музыкантами духовой группы. Они принимают участие в наших спектаклях, и это великолепные молодые музыканты. Проблемы с другой частью театральной жизни, и это не только в Большом театре. Это пришло с Запада. 40 лет тому назад на Западе стали изгаляться над классикой как угодно, а мы радостно подхватили: «Сделано открытие!» Да не сделали они никаких открытий, когда в кроссовках решили танцевать «Лебединое озеро». Я обрадовалась, когда узнала, что «Летучая мышь» наконец пойдет в Большом театре, — во всем мире оперетты идут в оперных театрах, потому что там должны петь настоящие голоса. А затем я обнаружила, что действие там перенесено на корабль, который тонет. Ну зачем же так делать? Я думаю, это выхолащивание фантазии и таланта. Зачем переносить действие «Богемы» в двадцатые или в сороковые годы? Зачем там бегать по потолку? Это легче, чем по-настоящему поставить классический вариант. Гораздо труднее выйти и сыграть любой концерт Моцарта, чем устроить эквилибристику на скрипке. Потому что у Моцарта все гениально. А гениально потому, что, как и все гениальное, у Моцарта все прозрачно, чисто, ясно. Я не схоластически подхожу, мне интересны эксперименты. Скажем, то, как поставлен сегодня в Театре наций «Гамлет», я приветствую. Потому что режиссер делает костюмный спектакль с глубоким философским содержанием.

Я вообще никогда не думаю о том, что мне должны что-то подарить, что-то дать. Мне дали звание заслуженной, а затем народной артистки России без всяких просьб

— Ваш оркестр всегда отличается еще и необычными нарядами.

— Вначале были черно-белые полумонашеские балахоны, с которыми мы выезжали на все гастроли. Замечательный был модельер Саша Шошунов, который приходил на репетиции, чтобы понять, как девушки должны выглядеть. Потом мы в этих хитонах приехали в Америку. Когда мы играем Баха или Вивальди — все подходит. А вот если я играю Серенаду Дворжака или Шостаковича — из хитонов надо выходить. И вдруг я иду по Пятой авеню и смотрю: в витрине висят бальные платья. Я зашла туда и спрашиваю, можно ли купить двадцать штук. Они говорят: двадцать будет, но только разного цвета. Это не я определила, что три разных цвета, это так случилось. И мы долго в этих американских платьях выступали. А потом модельер Виктория Севрюкова сделала нам платья, и я пока ничего не поменяла. Она же готовила костюмы и для спектакля «Цирк Чарли Чаплина». Это была серия в стиле черно-белого кино: черно-белые платья и шляпки, черные вуали, белые бусы — все по моде 20-х годов. У каждой девушки был свой, совершенно неповторимый костюм. А я была одета клоуном — в костюм Чарли Чаплина.

— В юбилейный год что было бы для вас идеальным подарком и что было бы идеальным подарком для вашего оркестра?

— Я вообще никогда не думаю о том, что мне должны что-то подарить, что-то дать. Мне дали звание заслуженной, а затем народной артистки России без всяких просьб, и для меня это было неожиданностью; оркестру присвоили звание «академический» через пять лет после его основания, что вообще неслыханная вещь. Я ничего не прошу и не жду каких-то даров. Я люблю сама делать подарки. Что было бы идеально? Чтобы была публика все та же. Чтобы люди получали удовольствие от музыки. Я живу для своего зрителя, слушателя. Для своего народа. Для своего Отечества.