— Как вам работается с непрофессионалами? Не раздражает?
— Работать с непрофессионалами несложно и даже интересно: это очень мотивированные люди. И если для профессионала пение — это заработок, то здесь просто душа поет у людей, поэтому после работы они три раза в неделю приходят на хор. Они сами формируют себе интонацию, ходят к педагогам по вокалу, платят за это собственные деньги, чтобы петь хорошо. В хоре же никто никому ни за что не платит. Руководство нашего университета приняло такое решение, что в хор принимаются все, даже со стороны. Это традиции еще Народного университета имени Шанявского, преемником которого является РГГУ. Хор очень дружен, здесь очень теплая обстановка, без подковерных интриг, как в некоторых профессиональных коллективах. Люди просто получают удовольствие.
Может быть, поэтому с нами работают именитые солисты Мария Гулегина, Хосе Каррерас, Зураб Соткилава и другие звезды. Мы никого не просим спеть что-то с хором самодеятельности — артисты сами предлагают что-то сделать вместе. Никто из них не «кидает пальцы», не задается. Мы можем спеть и с выпускником консерватории, и в серьезных проектах.
О проекте
«Московские новости» побывали на репетициях московских любительских хоров и попросили рассказать их руководителей и старожилов о том, зачем они это делают.
— Что в репертуаре хора?
— Недавно мы, например, учили Пасхальную службу, потому что у хора есть традиция каждый год петь где-то на Пасху. В прошлом году мы пели в Иерусалиме, до этого в Риме, Праге, а сейчас поем в России — народу надоело петь Пасху по заграницам. Сейчас готовимся к ежегодному фестивалю Chorus Inside — Международному фестивалю некоммерческого хорового искусства. В этом году пройдет уже шестой фестиваль, который традиционно завершится грандиозным open-air, — будет Большой оркестр Академии имени Маймонида, сводный хор фестиваля, приедут и другие коллективы. Фестиваль будет проходить в РГГУ с 28 мая по 1 июня. Прозвучит программа Opera amp; Cinema — фрагменты экранизированных опер и саундтреки из кинофильмов в версиях для солистов, хора и симфонического оркестра. С нами будут петь уже состоявшиеся певцы Сергей Дудинский, Наира Асатрян, Ирина Соболева. Эту же программу мы повторим с ними в Грузии — в Батумской опере, где мы поем сольный концерт с госоркестром Аджарской республики. Программа потрясающая, и ребята с удовольствием над ней работают.
— Как ваши певцы справляются с тем, что нужно ездить на гастроли, брать отгулы на работе?
— Гастроли у нас раз или два в год. Наш состав — 90 человек, и с ним не каждый спонсор справится. Нам пришлось разработать такую технологию, как «туристические гастроли»: мы выкупаем некий тур и находим возможности снизить его стоимость. Вице-президент нашего хора Ольга Мозговая в туризме с 1979 года, она всю логистику берет на себя и в плане комфортности выезда хора творит настоящие чудеса. Наши ребята таким образом приобретают возможность туризма, и туризма с родными лицами, потому что в хоре очень дружная атмосфера. Так мы совмещаем путешествия и творческую деятельность. А в октябре каждый год мы устраиваем хоровой лагерь в Турции, у нас это называется «Продли хору лето!» — отдых и репетиции на берегу моря под шелест волн, откуда приезжаем загоревшими, отдохнувшими и готовыми к следующему сезону.
Нового человека сразу бросаем в партию, как слепого котенка, и там он сам адаптируется и начинает ориентироваться в репертуаре — коллектив поддержит
— Есть ли у хора какие-то особые достижения?
— В декабре мы пели полностью оперу «Сельская честь» Масканьи: Владислав Пьявко, легенда оперы, дебютировал в роли Туридо, а играл оркестр радио «Орфей» под управлением Сергея Кондрашева — исполнение было действительно достойным. Это был искренний восторг от работы с мастером, и наша художественная самодеятельность не подвела. Я очень горжусь ребятами — их желанием петь и бескорыстностью. У меня вот был случай, когда я встал в один профессиональный хор и мы записывали ораторию для радио «Культура». По времени не успели дописать несколько минут, а когда время вышло, хор просто встал и ушел: «Маэстро, не оплачено!» Вот эти игры в американский профсоюз на постсоветской почве — это, конечно, смешно и неприятно.
— Как попасть к вам в хор?
— Нужно просто позвонить и прийти на прослушивание. Мы смотрим диапазон и берем всех интонирующих. Раньше мы со многими занимались, вытягивали, а теперь такая нагрузка, что ни я, ни наш хормейстер не справляемся. Поэтому неинтонирующих мы отправляем в те коллективы, где с ними работают индивидуально. Нового человека сразу бросаем в партию, как слепого котенка, и там он сам адаптируется и начинает ориентироваться в репертуаре — коллектив поддержит. Нот почти не знают — не у всех за плечами была музыкальная школа. Новенький певец постепенно свыкается со звуковысотным графиком, запоминает, что «решетка» — это диез, а «с пузиком» — бемоль и петь нужно чуть ниже. И в среднем через полгода это уже читающий с листа артист хора. Фактически они получают здесь музыкальное образование, причем некоторые потом поют еще и в церковных хорах.
— Чем руководствуетесь, подбирая для подопечных репертуар?
— У нас нет никаких ограничений. Например, если нас приглашают в «Крокус Сити Холл» на программу «Великие мюзиклы мира» для хора и оркестра, в наш репертуар попадает и «Иисус Христос — суперзвезда», и «Кошки», и «Нотр-Дам де Пари». Все это остается в наших папках. Дальше звонит какой-нибудь кинодирижер и говорит, что нужны «Половецкие пляски» для записи саундтрека к новому фильму, — значит, мы учим эти «Пляски» и они опять же идут в общую репертуарную копилку. Очень много поем произведений Антона Федорова — нашего хормейстера и композитора, а один из наших теноров, Миша Костылев, написал для нас Эльфийскую ораторию памяти Толкиена, которую мы даже записали на диск с самой Ириной Сакне и большим оркестром и выпустили. Для Грузии учим несколько сочинений на грузинском языке, мы даже взяли песню из такого старого грузинского кинофильма «Куклы смеются». Охота за произведением — для нас дело захватывающее: некоторые замечательные сочинения не доходят до нашей страны. Мы контрабандным путем добыли партитуру грузинского патриарха Илии II «Аве Мария» для хора, симфонического оркестра и солистки-сопрано. Исполнили в Москве с потрясающей сопрано Наирой Асатрян, и получилась вообще уникальная премьера — русский хор и оркестр, армянская солистка исполнили в России произведение грузинского патриарха. Может, в этом какая-то сермяжная правда?
Государство нас почти никак не поддерживает — оно давно вынесло хоровое искусство за скобки
— Есть в хоре интересные люди?
— У нас интересны все и каждый по-своему. Один из старейших — пожилой хирург-эндокринолог Борис Михайлович. Есть инженеры-химики, экономисты, врачи, два чиновника, студенты и преподаватели РГГУ, IT-специалисты. Есть реставратор, несколько кандидатов различных наук, к музыке не относящихся. У меня музыкальное образование — тоже второе высшее, и я его получил на спор. Первое у меня экономическое — 16 лет я отработал в Центробанке.
— На какие средства существует ваш хор?
— Государство нас почти никак не поддерживает — оно давно вынесло хоровое искусство за скобки. Так что любой хор сегодня существует не благодаря, а вопреки. Хотя в последнее время государство все-таки пытается как-то помогать. Например, в организации Всероссийского хорового общества. Я вхожу в его президиум. Но если бы не ректорат РГГУ, то никакого музыкального начала здесь просто не могло бы быть. Так что мы плоть от плоти своей Alma Mater Studiorum.
— Сколько лет вы здесь стоите за пультом?
— С 2004 года. Этот хор был сначала образован в РХТУ имени Менделеева, а потом про хор там забыли, и он перешел сюда. Я сам пою в этом хоре с 1988 года и совершенно не думал его возглавлять.
Академический большой хор РГГУ
Традиция хора уходит в дореволюционные годы, когда при Народном университете имени А.Л. Шанявского (нынешний РГГУ) возникла секция музыкального образования и певческий коллектив. Первым руководителем здесь был дирижер Юлий Брандт, а в числе хористов — академики и профессора К.А. Тимирязев, Н.К. Кольцов, А.Е. Ферсман, Н.Е. Жуковский и многие другие, с хором также пел Ф.И. Шаляпин. Хор был восстановлен в 80-е годы ХХ века, с 2004 года коллективом руководит Борис Тараканов. В репертуаре хора — классика, мюзиклы, современные хоровые сочинения, как акапельные, так и с сопровождением. В концертах хора принимают участие такие солисты, как Хосе Каррерас, Мария Гулегина и другие. Репетиции проходят два раза в неделю в Большом зале РГГУ. Участие бесплатное.
Перейти к рассказу о хоре «Московская оратория»
Вернуться к материалу «Поющие вместе»