— Когда вы оказались в хоре?
— Наш хор образовался в 1968-м, я пришла туда на следующий год. У нас тогда руководителем был очень пожилой и интеллигентный человек, и он очень хорошо с нами обращался. Наш состав был как в большом хоре, несмотря на то что все начиналось практически с ансамбля.
— Кто пел в хоре Дома ученых РАН?
— В основном это были кандидаты наук. Я, например, биолог, в МГУ проработала 48 лет преподавателем и старшим научным сотрудником. Со мной в хоре пело много моих коллег-ученых, иногда даже семейные пары. В хор не брали студентов — наш состав был из людей взрослых, лет тридцати, в основном преподавателей. Сейчас у нас тоже возрастной хор, постарше, правда, — директор принципиально не берет молодежь. Три года назад наш хор праздновал 40-летие, и пришли многие: в хоре когда-то было 72 человека.
О проекте
«Московские новости» побывали на репетициях московских любительских хоров и попросили рассказать их руководителей и старожилов о том, зачем они это делают.
С нотной грамотой были знакомы, но не все. У многих был просто очень хороший слух
— Что за люди руководили хором?
— В основном это была молодежь: А.М. Анисимов, Р.Э. Мартынов и другие. Они были только что окончившими консерваторию специалистами и приходили к нам, что называется, набить руку. Очень были хорошие ребята. Но все-таки от нас они быстро уходили, потому что находили себе профессиональные хоры. В 1977 году к нам пришел Г.В. Брагин, он с нами работал восемь лет, был очень активным руководителем, и с ним мы начали часто ездить на гастроли. Сначала это были дома отдыха, даже иностранные: он очень активно взялся развивать хор. Меня тогда как раз избрали старостой в коллективе.
Инесса Соболева-Докучаева биолог, кандидат наук, в прошлом преподаватель МГУ, сейчас пенсионер и старейшина хора Центрального дома ученых РАН
— Куда вы ездили?
— Брагин тогда организовал нам гастроли в Эстонию, Литву и Грузию — самые на тот момент поющие республики. Мы даже немного испугались, хоть была и практика концертная, да и уровень уже был достойный. Все равно мы очень волновались. В Эстонии нас очень хорошо встречали, а я исполняла роль конферансье и даже приветствие на эстонском языке выучила. В этот период у нас было очень много выездов.
— Как вы разучивали репертуар — по нотам?
— С нотной грамотой были знакомы, но не все. У многих был просто очень хороший слух, так что, как и в других любительских коллективах, нас учили по партиям: мы запоминали с показов хормейстера. Но на концертах, конечно, пели по нотам: когда знаешь музыку, ноты становятся понятнее. С Брагиным в хоре сложился очень хороший репертуар хоровой классики.
— А что вы исполняли?
— Ну конечно академическую музыку: мы же всегда были Академическим хором при Доме ученых.
— А хор всегда был при Доме ученых РАН?
— Всегда, с 1968 года. И работа всех дирижеров, работавших с нами, оплачивалась академией наук. В 1990-е годы у нас сменилось три руководителя, прекратилось госфинансирование. Многие ушли из хора, кто-то вообще уехал из страны. Особенно хор потускнел, когда сбежали мужчины и в нем осталось лишь 40 человек. Сейчас нами руководит Екатерина Коновалова, окончившая Московскую консерваторию: она пришла к нам в 2005 году совсем молоденькой. Ей сначала было немного трудно с нами.
Раньше нам давали бесплатные помещения для концертов, а сейчас — нет
— Как существует Дом ученых, на какие средства содержится это великолепие и организуются эти чудесные концерты?
— В последнее время все здесь стало рушиться. Академия наук нам уже ничего не оплачивает: ей и так перестали давать деньги. Теперь мы должны сами оплачивать работу руководителя, да и не только мы, вообще весь Дом ученых содержит себя самостоятельно. Тут целая система сбора средств изобретена! Вы видели у входа, какая там обширная висит афиша. Так вот деньги со всех этих мероприятий идут на восстановление и содержание в приличном состоянии самого этого особняка, а это памятник архитектуры, с лепниной, витиеватыми коридорами и своей историей. Поэтому мы четыре месяца в году не занимаемся: в это время идут реставрационные работы в доме. Мы обожаем это здание, здесь занимается очень много коллективов, вокальные студии, история которых связана еще с Лемешевым, детские музыкальные коллективы.
— Вы жалеете о той хоровой культуре, которая исчезла с развалом СССР?
— Конечно, да. Но пока нам помогает Московское музыкальное общество (ММО): мы платим им годовые взносы, а они нам помогают с концертной деятельностью. Мы даже в Колонном зале выступали, а они это оплачивали. Но вообще мы почти не выступаем: дело в том, что здесь нам давали бесплатные помещения для концертов, а сейчас нам их сдают. За несколько лет у нас безумно изменилось все.
Хор ЦДУ РАН
Был создан в октябре 1969 года, его численность достигала 72 человек. Хор состоит из научных сотрудников, преподавателей вузов, инженеров научно-проектных институтов, сотрудников медицинских учреждений. Репертуар насчитывает более 120 произведений русской и зарубежной классики, русские народные песни. Несколько раз в год хор дает концерты на сцене Дома ученых, за свою историю коллектив выступил на таких площадках, как зал Кремлевского Дворца съездов, концертный зал института им. Гнесиных, Колонный зал Дома союзов, Концертный зал им. Чайковского, а также посетил с гастролями столицы бывших прибалтийских республик. Хор является постоянным членом Московского музыкального общества. Репетирует в здании Центрального дома ученых РАН, участие бесплатное, есть возрастные ограничения на прием. Художественный руководитель – Екатерина Коновалова.
Перейти к рассказу о хоре Seasons на «Флаконе» и хоре РИА Новости
Вернуться к материалу «Поющие вместе»