— Идея организации хора в РИА Новости принадлежит вам?
— У меня в агентстве работает муж, и довольно давно. Какое-то время назад там поменялось руководство, и оно сделало все для того, чтобы сотрудники хотели там находиться, — открыли музыкальную комнату, фотостудию, настольный теннис во дворе и прочее. Почему бы там не быть хору? Сама идея пришла к нам в Нью-Йорке, когда на премьере одной из опер мы встретили Светлану Миронюк (главный редактор РИА Новости. — «МН»), а после спектакля решили все вместе поужинать. Зная, насколько она творческий человек и очень любит новые идеи, я ей за бокалом вина предложила создать хор. Так просто это и родилось. Она ответила: «Попробуем». Через какое-то время мне позвонили и сказали, что набирают народ в хор и ждут прослушиваний. Записалось человек 50. Я справилась за день — прослушала, отобрала почти всех, хотя никто из них не знал нотной грамоты. Вы видели, как я репетирую, — я честно раздаю новые ноты, но они их не знают и в основном ориентируются по словам, смотрят на руку, на мелодический рисунок. Из всех этих деталей они составляют представление о движении мелодии. В хоре четыре человека знают ноты, читают с листа, у остальных очень хорошие голоса, но нот они не знают, а те, кто знает, поют не очень. В общем, все вперемешку. Из 50 человек осталось 15 поющих, такой костяк, с которым мы и занимаемся сейчас, даже выступаем — на майские пели перед ветеранами.
О проекте
«Московские новости» побывали на репетициях московских любительских хоров и попросили рассказать их руководителей и старожилов о том, зачем они это делают.
— Как получилось создать хор на модном «Флаконе»?
— Оля Сергеева, которая делает все эти проекты на «Флаконе», главред журнала Seasons, — моя давнишняя подруга. Она просто сказала: «Кать, давай у нас тоже будет хор!» Я, конечно, согласилась. Так появился хор Seasons — мы сделали объявление и набрали людей, которые хотят петь, конечно, непрофессионалов. Здесь этот проект существует на платной основе, но все равно мы вели отбор, потому что если сразу закрыть глаза на недостатки какого-либо певца, в дальнейшем это очень будет тормозить весь хор. На «Флаконе» мы, к сожалению, занимаемся раз в неделю — в отличие от того же РИА, где две репетиции в неделю и соответственно есть явный прогресс. Сюда приезжают люди после работы, и не всегда у них хватает времени на пение в партиях.
Дирижер хора — это такое дело, на которое идешь и всегда знаешь: ты сейчас должен зажигать, иначе ничего не выйдет
— Вы дружите со своими подопечными? Или только руководите?
— Здесь очень открытые люди, у нас очень дружные отношения. И я этому не перестаю радоваться — они не стесняются говорить мне теплые вещи, и я действительно чувствую отдачу. Это приятно и здорово — работать с такими людьми. Я тоже стараюсь отдавать все что могу на репетициях. Даже когда ты плохо себя чувствуешь. Дирижер хора — это такое дело, на которое идешь и всегда знаешь: ты сейчас должен зажигать, иначе ничего не выйдет. Спустя рукава тут работать не получится при всем желании — просто такая профессия. Дирижер — это зажигалка, генератор импульсов. Иногда после репетиции я прихожу домой как выжатый лимон — обмен энергией существует, и хорошо, когда это взаимно.
— Не тяжело с ними? Приходится все разжевывать, а вы же профессионал.
— С непрофессионалами вообще психологически тяжело работать, но, с другой стороны, у профессионалов глаза горят не так. Тут мне приходится развивать образный язык, потому что не можешь говорить с ними терминами музыкальными: «волна» — значит постепенно увеличивая громкость, «наступить на коврик» — начать с мягкой звуковой атаки, ну и т.д. У меня был раньше хор, который рос вместе со мной, — сначала он был детский, потом юношеский, потом взрослый. Когда все переженились, хор развалился. Это было при храме Иоанна Воина в воскресной школе. Так что у меня большой опыт работы с непрофессионалами, и это трудный, но благодарный опыт.
— Хористы дружат между собой?
— В хоре Seasons не очень, потому что репетиции редко, а в РИА очень сплоченный коллектив — мы даже ездили на гастроли. Правда, это был выезд в поля в прямом смысле слова — когда проходил Сельский фестиваль Seasons. Мы старались поддерживать все мероприятия журнала, пели даже зимой на открытом воздухе в мороз, но справились. У нас есть иллюстратор Эдвард — это приглашенный профессионал, который поддерживает, как стержень, весь состав. И большое ему за это спасибо.
— Какие у вас случаются гастроли?
— Гастролями это назвать нельзя, просто нас обеспечивает концертами сама Оля Сергеева. Поэтому у нас в репертуаре самые разные вещи — от рождественских колядок и католических гимнов до небольших произведений на разных языках и военных песен. На Сельском фестивале Seasons мы с хором РИА пели под чтение Алисы Гребенщиковой — она давно хотела почитать Блока на публике в виде музыкально-литературной композиции. Еще выезжали на «Архферму» — там пели «Любовь святая» Свиридова с приглашенной солисткой. Вот только покормили нас, к сожалению, сначала — певцы выпили, и все немножко покосилось.
Хор Seasons
Возник на основе проекта «Школа Seasons», который был открыт на территории дизайн-завода «Флакон» главным редактором журнала Seasons Ольгой Сергеевой. Хором руководит выпускница Московской консерватории Екатерина Малеина. В рамках занятий хористы изучают основы вокала, координации слуха и голоса, музыкальную грамоту. В хор принимаются певцы без музыкального образования. Коллектив насчитывает около 20 постоянных участников, исполняет популярные западные сочинения для хора, такие как Go down Moses, рождественские католические хоралы, славянские рождественские колядки, пасхальные песнопения на шести языках, спиричуэлсы. Поет популярную и рок-музыку в переложении для хора. Выступает на Рождественской ярмарке Seasons и Сельском фестивале Seasons. Занятия проходят на платной основе раз в неделю на территории Дизайн-завода «Флакон».
Перейти к рассказу об Академическом большом хоре РГГУ