По инициативе Валерия Гергиева в 2013 году было реорганизовано Всероссийское хоровое общество. Оно учредило свой президиум, в который вошли руководители хоровых коллективов, заведующие профильными кафедрами, директора училищ и вузов из разных регионов России, и провело свой первый съезд. ВХО решило установить опеку над уникальными хоровыми коллективами России, заняться созданием филиалов хоровых школ, а также пообещало организовать масштабные смотры-конкурсы по хоровому пению для детей, лучшие из которых будут петь на закрытии зимних Олимпийских игр в Сочи. Но главная цель, озвученная на съезде, — это возрождение народной любви к хоровому пению в стране.
История Русского хорового общества началась в конце XIX века, когда по инициативе хорового дирижера и педагога Московской консерватории Карла Карловича Альбрехта объединилось около 150 певцов с целью пропаганды русской музыки. В рамках общества даже существовали общедоступные хоровые классы, готовившие учителей пения и дававшие начальное музыкальное образование. Хормейстерами общества в разное время были композиторы Аренский, Ипполитов-Иванов, Василенко, Голованов.
В 80-е годы ХХ века РХО перестало существовать — и хоровая культура страны, воспеваемая и подпитываемая со времен М.И. Глинки, осталась сиротой. Профессиональные хоры с трудом пережили это время, но остались капелла Юрлова, хор Свешникова, СОВР, ЦТ (ныне капелла Полянского) и другие апологеты советской хоровой культуры, которой государство внимательно занималось и до революции, и во времена СССР. Любительских коллективов поубавилось, но и сейчас люди зачем-то ходят в хор, поют там Чеснокова, Кастальского, Гречанинова, Свиридова и все то, что называется русским и не только радует слух, но и объединяет, хранит какие-то наши очень дорогие сердцу традиции, которые, кажется, вот-вот будут стерты с лица земли какими-нибудь воркшопами и караоке с песнями Рианны для мобильных устройств.
Хор центрального дома ученых РАН
Хор Seasons на «Флаконе» и хор РИА Новости
Академический большой хор РГГУ