По слухам, чтобы привезти Faith No More в Пермь, организаторы раскошелились на 500 тыс. евро. Причем официально сообщается, что изначально озвученная цена за выступление группы в России была заоблачной (судя по всему, ее удалось сбить). С другой стороны, говорят, что мечта Макаревича привезти на фестиваль Пола Маккартни может обойтись аж в 5 млн евро. Попытка же подписать на Пермь Роберта Планта, который «намного дешевле, чем Faith No More», завершилась неудачей еще до разговора о деньгах: Плант вообще категорически отказался ехать в Россию, не объяснив причин.
Пришлось мучиться с Faith No More. Парни оказались совсем не по-рокерски требовательны и завалили организаторов ворохом условий, которые к тому же менялись по ходу. Группа летела частным самолетом из Белграда, все оборудование в этот самолет не влезло, и его пришлось довозить до Урала на перекладных. Дальше в том же духе. Удивительно, но даже при настройке звука американская команда умудрилась создать проблемы. При подготовке сцены для Паттона техник громко продувал микрофон в колонки. В это время на параллельной сцене играла группа «Воскресение» с президентом фестиваля Макаревичем в роли гитариста, и громкое бурчание микрофонов им явно мешало. Однако продюсеру фестиваля Сергею Мирову не удалось унять коллег, о чем он и сообщил играющему Макаревичу. Тот только плечами пожал.
Но американцам прощали все капризы. На «Сотворении мира» работает известный промоутер Александр Чепарухин, силами которого на фестиваль ежегодно и собирается крайне интересный состав участников. Накануне ему вручили европейскую награду за продвижение музыки, которую до этого получали только западные промоутеры. Так что в оргкомитете собрались люди, понимающие толк в музыке и осознающие значение Faith No More.
Faith No More вроде как в очередной раз собираются заканчивать с карьерой. Собственно, после реального распада в 1998 году группа воссоединилась только в 2009-м, сразу показав класс на европейских музыкальных фестивалях. С тех пор они, не выпустив не то что альбома, а даже сингла, ездят по миру (надо сказать, очень избирательно) с программой, которую условно можно назвать «Веселые похороны». Говоря с рокерской прямотой, «рубят бабки».
Главная особенность самого шоу — оформление сцены. На сцене все должно быть белым — задник, колонки, пюпитры и даже микрофонные стойки. Поскольку обычно все это черного цвета, сцену и оборудование оборачивают огромными полотнищами белых тканей, а пюпитры и стойки обклеивают бумагой. Даже техники, готовящие убранство до выступления, выходят на сцену исключительно в белых одеждах, не говоря уже о музыкантах. Край сцены полностью заставлен цветами. Абсолютно не рок-н-ролльная эстетика смотрится в случае с Faith No More великолепно.
Американская команда подтверждает, что успех эффективно искать на стыке стилей. Nu-metal, основу которого составляет репертуар FNM, вполне сочетается, скажем, с исполненной ими вначале «Дилайлой» (Delilah's). Ударив по ушам «быстрым» и «медленным» ню-металом, Паттон вдруг переходит к медитативному звуку, вгоняющему центральную площадь города в транс. Не говоря уже об эффектных академических музыкальных проигрышах в довольно жесткой Woodpecker From Mars, например. Кстати, с Паттоном работает скрипач, который имеет некоторое отношение к пермской классической школе: он выходец из оркестра Musica Aenterna Теодора Курентзиса (ныне главного дирижера Пермского театра оперы и балета). Правда, участвует скрипач не в самой Faith No More, а в сайд-проекте солиста.
Дабы развлечь не слишком многочисленную пермскую публику, Майк пускался во все тяжкие. Напевал горожанам отрывок из «Мистера Трололо» (как известно, интернет-бум, связанный с одной из композиций Эдуарда Хиля, случился пару лет назад именно в США), спускался вниз, пробираясь сквозь сложные сценические конструкции, шокировал секьюрити и предлагал пермякам сделать кое-что неприличное со свиньями. Позже выяснилось, что Паттон так называет полицейских. В общем, адский отжиг был обеспечен, и это было даже чересчур для столь миролюбивого фестиваля.
А вот кто точно оправдал в этом году название феста, так это 70-летний Джон Маклафлин — гениальный лондонский гитарист. Он приехал в Пермь с индийским проектом Remember Shakhti. Музыкантов для этого пришлось собирать по миру — от Сан-Франциско до Мумбая — специально для поездки в Россию, в этом составе они не играли десять лет. Чтобы послушать мантрообразную музыку, перед сценой собрались многие участники, а мастер перфомансов Герман Виноградов из «Отзвуков Му» принялся прочищать чакры.
После Faith No More музыканты собрались на общий джем-сейшн. В этом году песней, которую джемовала музыкальная братия, стала Stand by Me. Кстати, о том, останется ли с нами сам фестиваль — лучший в России по части артистов, пока вопрос. Слишком много организационных трудностей пережили вдохновители феста, главный интерес которых в жизни — все-таки творчество, а не общение с чиновниками.