20418
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
22747
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
12061
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3805
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
8089
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
6704
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
4036
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2974
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
12040
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
9499
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
7485
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
7916
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
5292
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
4049
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
3143
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
3069
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
4017
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2862
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2879
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
4381
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3814
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2683
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2307
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
4357
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
4341
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2860
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2921
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
3349
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
3124
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2969
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
3171
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
5571
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
4065
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3703
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
3128
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
14:03 04/05/2012 Сергей Хачатуров 0 94

Услышать авангард

В театре «Школа драматического искусства» прошли вечера уникальных звуковых перформансов

Сергей Хачатуров

2 и 3 мая в театре «Школа драматического искусства» (более привычное название — Театр Анатолия Васильева) у всех желающих был шанс узнать авангард первой трети XX века не так, как мы привыкли, — глазея на картинки в музеях и читая «заумные» стихи и манифесты в книгах. В XXV, юбилейный, сезон Музыкальная лаборатория театра подготовила действо «Реконструкция утопии», в ходе которого в различных жанрах большой бригадой музыкантов, актеров, художников возрождался звуковой образ тех романтических лет, что отмечены идеями всечества, ничевочества, планетарного правительства, футуризма и конструктивизма. И, конечно, выпестованного Казимиром Малевичем супрематизма.


О массовых культурных мероприятиях той поры в основном известно по старым фотографиям и эскизам оформления площадей и улиц, украшенных красными знаменами и транспарантами с сатирически изображенными толстобрюхими буржуями в цилиндрах. А ведь на самом деле каждая отрасль производства мыслилась тогда универсальным пространством культуры, способным сформировать именно ей присущий визуальный, пластический и звуковой, акустический образ. Потому-то одним из первых номеров программы был «Марш металлистов» Григория Лобачева. Он был создан в 1920-е годы для профсоюза металлообрабатывающей отрасли производства. Затем надолго забыт. А теперь возродился благодаря реконструкции старой партитуры. Создание подобных маршей было инспирировано самим Сергеем Эйзенштейном, когда-то режиссером Первого рабочего театра Пролеткульта, в котором была активна агитационно-эксцентрическая Передвижная труппа Пролеткульта (ПЕРЕТРУ). Эйзенштейн и участник ПЕРЕТРУ актер Борис Юрцев предложили создать оркестр отдельных отраслей производства. А Лобачев написал «Железный марш» металлообрабатывающей отрасли (металлистов). Исполняется он на всяческих металлических предметах (от ржавых труб до пластинчатых колоколов). Сегодня бесценным кладезем инструментов подобного шумового оркестра являются брошенные заводские цеха и разнообразные свалки.


Заставить звучать немузыкальные в классическом понимании сферы жизнедеятельности человечества — одна из главных установок глобальной акустической программы авангарда. Другая главная — сделать процесс музицирования максимально общедоступным, лишить его чванливой буржуазной элитарности. Программа концертов открылась ритмическим забиванием гвоздей в доски для постройки экранной установки, на которую проецировался затем киноряд из документальных фильмов 1920-х годов. Так оживала идея «производственной музыки» (отождествления музицирования с трудовыми процессами). А сам киноряд с танцующими рабочими и лозунгами на тему мировой революции сопровождался живым звуком — исполнением оркестром без дирижера (возникшим в революционную эру, сегодня возрожденным «Персимфансом») увертюры к «Волшебной флейте» Моцарта в адаптированной редакции для кино, клубов, радио, школ и эстрады.
Апогей подобного демократического музицирования это, конечно, исполнение воссозданным «шумовым оркестром Пролеткульта» «Оды к радости» Людвига ван Бетховена (знаменитый финал 9-й Симфонии). «Правильные» инструменты в лихие годы были страшным дефицитом (вспомним оркестр старушек в богоугодном заведении из романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», где из инструментов в наличии была лишь туба). Потому в ход у исполнителей-шуморков шло все подручное: ложки, пилы, свиные пузыри, кряхтелки, сопелки, бутылки, пробки, камни, метлы, венские стулья и т.п. Каждый возрожденный сейчас народный инструмент перед началом «Оды» был представлен самим музыкантом.


Однако не только дефицитом общепринятых музыкальных устройств объяснялась популярность шумовых оркестров. Тут мы обязаны вспомнить третью главную установку звуковой программы авангарда — отважный бескомпромиссный эксперимент. В принципе она оказывается стимулом всей предпринятой в зале Манеж театра «Школа драматического искусства» реконструкции. Как сегодня воспринимается прадедушка магнитофонных лет и цифровых дорожек, нанесенный на кинопленку «графический звук» композиторов, изобретателей Арсения Авраамова, Евгения Шолпо и художника Михаила Цехановского? Сохранилась ли «нездешняя» красота тембра при дрожании волн родственника «Эоловой арфы», изобретенного легендарным Львом Терменом эфиротона? Не зря ли бился за щедрое «всезвучие» изобретатель четвертитоновой (вместо привычной полутоновой) музыкальной системы композитор Иван Вышеградский? Ощутим ли эффект присутствия в имитации звуков проезжающего состава, сделанной в начале 1930-х годов Владимиром Поповым? Если главреж «Школы драматического искусства» Игорь Яцко прочтет сегодня будетлянские (футуристические) стихи Алексея Крученых, тело звука мы почувствуем тактильно? Осталась ли необходимость играть на конструированном в течение сорока лет в московской квартире архитектором Иосифом Файном органе, коли собран он из шлангов для душа, ящиков из-под фруктов, карнизов, канализационных труб, вязальных игл, деревянных линеек и т.п.?


Удивительное дело: казалось бы, неотесанная площадная-балаганная-кустарная звуковая «заумь» авангарда на слух воспринимается сегодня чудо как изысканно, благородно, аристократично даже. Возможно, действует фактор времени. Ведь для нас эпоха авангарда отстоит на том же расстоянии, что для самих авангардистов золотой век пушкинской поры, александровский классицизм и ампир. Главный автор, инициатор и участник «Реконструкции утопии», титан возрождения старинной звукописи Петр Айду сказал, что собирать партитуры и инструменты той поры было очень трудно. Сведения о них фрагментарны. Можно предположить, что реконструкторов (среди них необходимо упомянуть исследователей Андрея Смирнова и Константина Дудакова-Кашуро) впору уподобить археологам, ищущим древнеегипетские папирусы.


Еще одна причина вдохновенного артистизма общения с аутентичным авангардным звуком была тонко намечена в разговоре с другим лидером проекта, перкуссионистом Дмитрием Власиком. Он сказал: рад тому, что все отдельные образы программы воспринимаются в результате единой синтетической формой со своей логикой жизни и движения. А это уже проектное мышление современного искусства, территория, которая обозначается термином sound art, искусство звука.


Вообще-то у термина sound art есть своя конкретная история. В 1983 году в Центре скульптуры Нью-Йорк-Сити прошла выставка Sound/Art. Ее курировал музыкант Уильям Хеллерман. Среди участников известные художники, музыканты Вито Аккончи, Николас Коллинс, Полина Оливерос и другие. Девизом ее была фраза Хеллермана: «Слушание — иная форма видения», предполагающая, что звук содержателен в контексте своего визуального образа. В принципе проблема зримого звука, звука, который присутствует реально, в телесной осязаемости, волновала как раз тех мастеров, что были одного поколения с героями новой программы. Василий Кандинский, футуристы, дадаисты — пионеры. Особая роль принадлежит, конечно, футуристу Луиджи Руссоло, выпустившему в 1913 году манифест «Искусство шумов». Этот манифест в какой-то степени стал пропилеями в мир «конкретной музыки» 40-х. Не мелодия, но шум, скрежет, лязг, грохот (в случае с конкретной музыкой — шумы, моделируемые с помощью электронных средств). Это была попытка деконструировать привычный сад «культурных звуков» ради честного, прямого контакта с миром. Потому идея конкретного звука (разновидность его — звук взаправду «мозолящий глаза») пришлась по душе и членам группы «Флуксус» (вспомним инсталляции Нам Джун Пайка) и концептуалистам. Всех их тоже можно считать провозвестниками sound art.


По моему мнению, современное «искусство звука» как раз территория не эпатажная, но скорее экспериментальная, исследующая возможности нового тотального синтеза искусств. О том, что тренд sound art сегодня крут, свидетельствует решение жюри Премии Тернера 2010 года. Ее получила Сьюзан Филипз (Susan Philipsz) за работу Lowlands, «Равнины», в которой голосом художницы с помощью микрофонов создана акустическая инсталляция на тему древних шотландских песен.


В свете идеи о «слушании — иной формы видения» очень важно было именно смотреть на то, что происходило на сцене во время реконструкции авангардной саунд-лаборатории. Взгляд на файновский орган из труб, спиц и ящиков дает наглядное знание о платформе протоязыка, разъятого до основ синтаксиса культуры, что работает и в музыке, и в поэзии, и в театре, и в живописи. Не зря же следующий проект музыкальной лаборатории Школы драматического искусства будет в музее. 26 июня в Политехническом музее откроется выставка «Реконструкция шума», посвященная аппаратам мастера шумовых театральных симфоний 1920-1960-х годов Владимира Попова.