20396
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
22728
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
12047
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3803
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
8079
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
6697
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
4033
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2971
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
12023
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
9492
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
7469
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
7909
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
5286
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
4044
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
3141
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
3067
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
4013
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2859
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2876
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
4378
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3814
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2683
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2306
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
4352
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
4335
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2856
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2918
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
3346
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
3121
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2967
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
3168
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
5567
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
4060
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3699
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
3125
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
11:00 16/10/2013 Марина Левичева 0 433

«Раскройте глаза на собственные глаза!»

Десять знаковых картин на выставке Наталии Гончаровой в Третьяковской галерее

Третьяковская галерея
Путешествие от формы к цвету

Наталия Гончарова. «Автопортрет с желтыми лилиями»

 

Третьяковская галерея

После гимназии Наталия Гончарова посещала медицинский и исторический курс, но в итоге остановилась на скульптуре. Она постигала этот род искусства под руководством Сергея Волнухина и Павла Трубецкого, пока один из ее друзей (а впоследствии спутник жизни) Михаил Ларионов не сказал девушке: «У вас глаза на цвет, а вы заняты формой. Раскройте глаза на собственные глаза!» Это откровение 18-летняя Наталия приняла с благодарностью и перешла в мастерскую Константина Коровина, где стала учиться живописи. После краткого увлечения импрессионизмом свой стиль художница нашла в примитиве. Этот переломный момент смены приоритетов нашел отражение в «Автопортрете с желтыми лилиями» (1907–1908), где художница стоит на фоне собственных импрессионистских полотен, прижимая к груди букет ярких лилий.  

Наталия Гончарова. «Рыбная ловля»

Третьяковская галерея

Часто обращается Гончарова и к крестьянской теме, близкой ей благодаря детским годам, проведенным в деревне. Так, картина «Рыбная ловля» (1908) написана в жанре лубочной живописи, простой и чуть грубоватой по технике, но это не мешает ей быть пропитанной уважением к простым людям труда. 

Наталия Гончарова. «Мытье холста»

Третьяковская галерея

И все же одной из самых известных работ этого периода станет другая вариация на крестьянскую тему — «Мытье холста» (1910), где изображены две женщины за белением холста. Впервые полотно было представлено на авангардной выставке «Бубновый валет» в декабре 1910 года. Столь любимая Гончаровой тема деревенской жизни здесь несет в себе глубокий смысл: силы природы и человек как единое целое и неразрывная составляющая бытия. Вопрос единения человека с природой всегда волновал художницу, и через творчество она пыталась поделиться своими мыслями по этому поводу с окружающими ее людьми.

Амазонки русского авангарда 

Амазонками называли шесть художниц русского авангарда: Александру Экстер, Наталию Гончарову, Любовь Попову, Ольгу Розанову, Варвару Степанову и Надежду Удальцову. Несмотря на устоявшийся термин, они никогда не работали единой командой. У них было мало общего как в эстетике, так и в понимании искусства, каждая из них сформировалась под влиянием различных социальных идей и философских школ. Тем не менее «женское искусство» впервые стало заметным явлением, доказательством того, что «женщина в искусстве может плодотворно работать, а не только быть раздета и уложена в постель», как отмечает американский историк живописи Линда Ноклин. 

Религиозные мотивы

В 1911 году под влиянием мужа Михаила Ларионова Гончарова увлекается лучизмом — новым направлением в живописи, где преимущество отдается не предмету изображения, а отраженным от него цветовым лучам («самой сущности предмета», согласно манифесту лучистов). Впрочем, она быстро прекращает эксперименты и вновь обращается к крестьянской теме, которую она толкует через призму религиозного сознания. Картины этого периода больше похожи на иконы, нежели на светскую живопись. 

Наталия Гончарова. «Феникс»

Третьяковская галерея

В это же время проявляется еще одна характерная особенность Наталии Гончаровой как художника — она начинает создавать свои знаменитые живописные циклы. Христианские мотивы наиболее полно раскрываются в картине «Феникс» (1911) из цикла «Жатва». Здесь более чем в остальных частях полиптиха видны апокалиптические настроения Гончаровой, размышляющей о возможном крахе всего сущего. 

Наталия Гончарова. «Богоматерь (с орнаментом)»

Третьяковская галерея

«Богоматерь (с орнаментом)» (1911), центральная часть триптиха, изображает православную святыню — Богоматерь с Иисусом на руках. Очевидно влияние на творческий метод Гончаровой литых икон: архаическая манера исполнения, большие миндалевидные глаза Богоматери и младенца, тяжелые формы лиц и рук. Наличие орнамента на религиозных полотнах — условие, которое Наталия Гончарова поставила сама себе и неукоснительно соблюдала. Таким образом она стремилась соединить в картинах религиозное и фольклорное, надеясь на возрождение исконно русского духа в будущем через прошлое. Потому в ее творчестве всегда было много народного, традиционного. 

Наталия Гончарова. «Курильщик»

Третьяковская галерея

В том числе традиции подносной живописи, в которой исполнен «Курильщик» (1911), застывший, словно гипсовая статуя, с трубкой в руке. Гончарова намеренно придает внешности курильщика азиатские черты, демонстрируя свои восточные пристрастия. В конце этого периода Восток начинает влиять на живопись авангардистки все сильнее и сильнее, постепенно, но планомерно удаляя Гончарову и от России, и от Запада.

Вся жизнь — театр и примитив

Наталия Гончарова. «Композиция с лошадями и птицами-сиринами»

Третьяковская галерея

В 1914 году Сергей Дягилев заказывает у Гончаровой эскизы декораций к спектаклю «Золотой петушок» на музыку Римского-Корсакова. С этого момента начинается эпоха сотрудничества Наталии Гончаровой с «Русскими сезонами» в качестве художника-оформителя. Ее декорации, чрезвычайно живые по цвету и содержанию, не оставляют равнодушными ни зрителей, ни самого Дягилева. Яркие, подчас неожиданные цветовые решения и орнаментальная структура, характерные для картин Гончаровой, присутствуют и в ее театральных работах. Как, например, в эскизе занавеса к балету «Свадебка» «Композиция с лошадями и птицами-сиринами» (около 1915) или в ориентальных мотивах «Майи» (1927–1928).

Наталия Гончарова. «Майя»

Третьяковская галерея

В 1920-е годы Наталия Гончарова остается верна примитивизму, к которому также примешивается кубизм (под его влияние художница попала еще в самом начале творческого пути). Пример тому «Испанка с веером», написанная в первой половине 1920-х годов. 

К «испанской теме» Гончарова обращалась не раз — женщины в кружевных мантильях и длинных платьях возникают в ее творчестве в разные годы. Художница экспериментирует с цветом, формой и стилем, но все изображения испанок объединяет некое общее настроение: ее героини спокойны и строги и как будто одновременно существуют в двух мирах — человеческом и божественном. 

Наталия Гончарова. «Испанка с веером»

Третьяковская галерея

Таковы окутанные в белое кружево девушки на картине «Весна. Белые испанки» (1932) на фоне цветущего сада. 

В 1939 году Наталия Гончарова приняла решение остаться во Франции, куда они с Ларионовым приехали работать над «Русскими сезонами». Так «Испанкам» суждено было стать последним циклом художницы, своего рода прощанием с живописью и отчасти с Россией. В своих воспоминаниях именно об этом цикле с таким восхищением отзывалась Марина Цветаева, приводя слова «одного газетного рецензента», назвавшего их не женщинами, но целыми соборами, а сама поэтесса воспринимала испанок не иначе, как «кружевные цитадели», которые невозможно согнуть.

Подробнее о выставке читайте здесь.