В программе основного и специального проектов участвуют более 150 авторов из 33 стран мира. Большинству из них нет и тридцати лет. Некоторые впервые участвуют в крупном международном арт-проекте. Многие известны лишь среди кураторов и коллег-художников, непосвященной, пусть и интересующейся публике их имена мало что говорят.
Для интервью мы выбрали четырех российских художников: Арсения Жиляева, Марию Сафронову, Галину Каменскую и Елизавету Бобкову. В арт-кругах из этой четверки широко известен только 28-летний лауреат премии «Инновация» Арсений Жиляев и один из хедлайнеров биеннале. Он участвует в основном проекте «Под солнцем из мишуры» и в параллельной программе. Маша, Галя и Лиза (так они сами представлялись) славой пока не обласканы, хотя на их счету по несколько российских и зарубежных выставок. Именно поэтому мы и решили с ними поговорить. Их работы выставляются в рамках программы стратегического проекта под названием «Неокончательный анализ».
Предстоящая биеннале — хороший повод познакомиться. И понять их ход мысли. А здесь лучший способ — услышать от самих авторов, что они хотели сказать. Во время разговора Арсений был деловит и собран. Девушки — как будто удивлены и смущены вниманием СМИ. Они рассказали о своих работах и своем взгляде на мир. Воспользовавшись случаем, мы также попросили их порекомендовать, кого стоит смотреть на биеннале. В общем, получился эдакий субъективный гид, который и предлагаем вашему вниманию.
Арсений Жиляев
Основной проект биеннале «Под солнцем из мишуры»: инсталляция «Культурная единица»
Где: ЦДХ
Параллельная программа: проект «Музей пролетарской культуры. Индустриализация богемы»
Где: Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу
О проектах: «Инсталляция "Культурная единица" представляет собой фрагмент выдуманного музея революции. Это музей борьбы за будущее, в котором не будет места эксплуатации и политическому неравенству. По форме он отсылает к советским музейным экспозициям начала прошлого века. Главными объектами инсталляции станут живые и неживые скульптуры людей, стоящих в одиночном пикете, расположенные в разных местах ЦДХ. Живые люди будут выглядеть как восковые скульптуры и наоборот. К сожалению, в нашей стране в период с 2000-х по 2010-е годы фактически была запрещена свобода собраний, и часто единственной возможностью политического протеста в публичном пространстве являются одиночные пикеты. А коллектив становится одной из самых больших опасностей для общества, построенного на индивидуализме и стремлении к прибыли любой ценой.
"Музей пролетарской культуры. Индустриализация богемы" — концептуальный проект в рамках параллельной программы биеннале. Это воображаемый музей народно-производственного творчества. Он начинается со своеобразного эпиграфа — работ художников-самоучек начала XX века, часто пролетариев. А "основная экспозиция" разбита на временные блоки — от 60-х до нулевых. Например, 70-е годы представлены конструктивистским макетом из спичек. Он представляет собой дом в виде серпа и молота, внутри которого находится церковь. 90-е — это история приватизации самодеятельного творчества и возникновения шоу-бизнеса в постсоветской России. То есть индустрии, построенной на нематериальном производстве. Символом нулевых в музее становится скульптура рабочего, разбивающего писсуар. Это ответ индустриальных рабочих на "индустриализацию богемы". А завершается экспозиция панорамой лагеря "ОккупайАбай" и их манифестом в качестве примера нового революционного творчества масс».
Что смотреть на биеннале: «Сам я с интересом слежу творчеством Лаборатории поэтического акционизма. Кстати, растиражированный лозунг "Вы нас даже не представляете" придумал один из ее участников, Павел Арсеньев. Мне нравится куратор (основного проекта. — "МН") — Катрин Беккер, ее подход к архитектурному решению пространства. Из Стратегического проекта мне нравится краснодарская арт-группировка «ЗИП», которая работает с темой утопии и производства. Макс Спиваков — да! Также обязательны к просмотру видеоработы питерской художницы Ольги Жилкиной и концептуальный холод воронежцев Ильи Долгова и Никиты Алексеева».
Мария Сафронова
Программа: «Стратегический проект. Неокончательный анализ»
Серия живописных работ «Распорядок дня»
Где: Московский музей современного искусства в Ермолаевском переулке
О проекте: «Мой проект, который можно будет увидеть на III Московской международной биеннале молодого искусства, посвящен распорядку дня в психиатрической клинике. Это серия живописных работ, в сопровождении распорядка дня и теста на вменяемость. Когда я подавала заявку на участие, у меня было только несколько эскизов и концепция, которые я и отправила кураторам. На биеннале я покажу только часть серии, полностью она будет готова осенью. Он для меня во многом личный и связан с близким мне человеком. Он-то мне рассказывал об этом месте. Психиатрической лечебнице. Я поехала туда. Мне нужно было увидеть все своими глазами — людей, обстановку. И, конечно, концепция серии окончательно оформилась после того посещения: психиатрическая больница и вообще больница — как миниатюрная модель общества. Те же минигруппы возникают и в «большом» мире. Потому что сообщества, в том числе и профессиональные, болеют одними и теми же проблемами. "Распорядок дня" — не о конкретных людях, но о том, как некий регламент, ритуал загоняет людей в определенные рамки. Они живут так день за днем, каждый из которых неотличим друг от друга. Помню, я вышла оттуда и поняла: я свободна, могу покинуть это здание. Они — нет. А ведь большинство из них вполне нормальны, но какие-то события в жизни изменили ход их мыслей. Многие пациенты просто не могут найти общий язык с окружающей действительностью.
При работе для меня было важно не просто воспроизведение деталей жизни в больнице — я пыталась сформулировать и показать ситуации, которые они проживают в этих рамках. Поэтому и выбрала живопись для воплощения этой идеи. Впрочем, фотографировать там все равно нельзя».
О живописи: «А вообще живопись мне очень интересна. Традиция здесь художнику в помощь. Это очень гибкое средство, позволяет конструировать ситуацию, потому что напрямую связана с сознанием. При огромном потоке цифровой информации, которая часто проходит мимо человека, живопись — эффективный способ что-то показать».
Что смотреть на биеннале: «Я знаю далеко не всех участников биеннале, особенно зарубежных. Сама я с удовольствием посмотрю работы Анны Титовой, Арсения Жиляева, группы Iron Lily».
Галина Каменская
Программа: «Стратегический проект. Неокончательный анализ»
Серия фотографий «Руки»
Где: Московский музей современного искусства в Ермолаевском переулке
О проекте: «Это серия из шести фотографий рук различных людей. На них — надписи, напоминающие о чем-то важном и в то же время бытовом, обыденном. Своего рода шифровки, смысл которых известен только обладателю. Они похожи на татуировки или шрам. Жизнь этих надписей коротка, они созданы всего на один день. С одной стороны, это печать повседневности. Но в то же время визуально они не связаны с каким-либо временным периодом. Что касается техники, все снимки представляют собой прямое позитивное изображение на черно-белой фотобумаге, размером 24х18 см».
Об одиночках и арт-группах: «Я только что окончила Московскую школу фотографии и мультимедиа имени Родченко. Прошло совсем немного времени, а я уже чувствую, что мне не хватает того общения, которое у меня было во время учебы. Самостоятельно работать сложно. Мне, по крайней мере. Хотя, конечно, есть одиночки, самодостаточные, сильные личности. Но большинству художников нужно быть в среде. Вариться в собственном соку вредно. Поэтому я бы очень хотела присоединиться к арт-группе. Здорово, когда есть единомышленники, люди, с которыми можно обсудить свои идеи».
Что смотреть на биеннале: «Меня не очень цепляет то, что делают российские художники. Из тех, что представлены на биеннале, я лично знаю Евгения Гранильщикова и Анастасию Кузьмину — мы вместе учились в школе фотографии. Они мне близки по духу. Арсений Жиляев, конечно, тоже интересен. Хотя скорее как куратор, чем как художник. Еще выделяю для себя творчество Миши Моста. Из российских имен, пожалуй, это все. А из зарубежных участников биеннале с удовольствием схожу на Питера Хьюго».
Елизавета Бобкова
Программа: «Стратегический проект. Неокончательный анализ»
Скульптура «Сияние. Падение»
Где: Московский музей современного искусства в Ермолаевском переулке
О проекте: «На биеннале будет выставлена моя скульптура под названием "Сияние. Падение". Это падающая звезда в момент, предшествующий ее полному сгоранию. Пройдет еще миллионная доля секунды, и она взорвется, оставив после себя пустое Ничто. Вакуум. Отсутствие чего бы то ни было. Но для меня Ничто, это не конец, это всего лишь начало новой эпохи, отсчетная точка, в которой соединяется прошлое, настоящее и будущее для зарождения жизни на чистом пространстве. Сгорающая звезда — как повод, инструмент и мотивация нового рождения.
Было очень интересно работать с темой перерождения и абсолюта. На этом держится все наше существование. Жизнь — это огромная крутящаяся спираль. После апокалипсиса и разрушения неизменно приходят созидание и творение. И я неслучайно выбрала эту тему. Данная работа тоже открыла новый этап. В моей жизни. Для меня это новый виток спирали, новый повод существовать».
Об искусстве: «Мои идеалистические ориентиры — это Эдуардо Чиллида, Микеланджело, Энтони Гормли, Владимир Цивин, Рэй Каппе, Марко Хэммерлинг».
Что смотреть на биеннале: «Я советую группу Aids 3D из Америки с проектом World Community Grid Water Features, проект специальной программы "Цена", Foivos Koukopoulos с проектом Synthesis 05. А вообще стоит прийти посмотреть все!»
Официальный сайт III Московской международной биеннале молодого искусства