У справляющего 100-летие Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина сложная история. Историческое ядро коллекции составляют собранные профессором Иваном Цветаевым слепки, которые должны были просвещать студентов московского университета на тему мирового искусства. Сегодня конечно же любимыми экспонатами ГМИИ считаются не покрытые благородной пылью вековой давности гипсовые копии, а подлинники: пластика Древнего Египта и античности, фрагменты раннехристианских мозаик, иконы, а также шедевры живописи от Ренессанса до XX столетия.
Дело, однако, в том, что этот подлинный раздел музея не формировался согласно какому-либо одному глобально просчитанному, концептуально сформулированному плану. Он выстраивался в советские годы, на основе официальной директивы о необходимости сделать в сызнова ставшей столицей Москве музей мирового искусства, достойный лучших собраний планеты. Эта идея без автора. Главная проблема нового музея стала в том, что в нем не угадывалась осмысленная воля презентации собрания. В отличие от Эрмитажа (собрание императорской фамилии нескольких поколений) отсутствовала личность коллекционера, труден был доверительный диалог с именно той версией истории искусства, которая комплектовалась в ГМИИ. Известно, что в этом комплектовании участвовали многие достойные: и национализированные, расформированные музеи (в частности, пополнивший ГМИИ и Эрмитаж Госмузей нового западного искусства, из которого поступили хрестоматийные сегодня Ренуары, Ван Гоги, Сезанны), и множество частных коллекций. С «младшим братом» поделился фондами сам Эрмитаж. Все вроде было как надо. Рубенса хотите? Вот вам Рубенс. Рембрандт имеется. Бронзино. Боттичелли. Ватто. Пуссен. Лоррен. Фаюмские портреты, скульптурные божественные кошки из Древнего мира, Моне и Мане. Имен и опусов отличных много. А тем не менее энциклопедию истории искусства по материалам из ГМИИ не напишешь. Скорее словарную статью. Постоянно преследуют музей две темы — фрагментарность и имперсональность.
Вторую тему смогла закрыть великий директор ГМИИ Ирина Антонова. В течение многих лет она с героическим трудом и последовательностью превращала некую абстрактную множественность конкретных коллекций в очень индивидуальный образ музея, узнаваемый и любимый разными поколениями. Мы говорим «ГМИИ» — подразумеваем «Антонова», а также все, что производно от ее энергии: первоклассные выставки из разных музеев мира, публикация каталога-резоне, расширение территории, открытие филиалов, реорганизация экспозиции согласно современным музейным требованиям, конечно, Декабрьские вечера — праздник встречи различных видов искусств в самом рафинированном их общении.
С темой фрагментарности куда сложнее. Закрыть ее не представляется возможным даже несгибаемой волей Ирины Александровны Антоновой. На пополнение коллекций деньги от государства выделяются мизерные. Да и супершедевры по антикварному миру свободно теперь не разгуливают. Прописаны в основном все по конкретным адресам. Однако что мешает в день рождения помечтать? И восполнить недостающее и чаемое с помощью давних добрых друзей и партнеров, приглашенных на время в игру «загадай желание».
59 шедевров более чем из двадцати музеев Европы и частных коллекций въехали в постоянную экспозицию залов ГМИИ, словно растворились в них. В залах нидерландской и немецкой живописи эпохи Ренессанса гостят теперь и «Извлечение камня глупости» Босха из мадридского музея Прадо, и портреты кисти Мемлинга, Дюрера и Гольбейна. В залах античных слепков неуемной живой энергией притягивают феноменальные по пластике римские портреты из собраний Италии, Германии, знакомая по учебникам истории искусства Древней Греции и Рима «Танцующая Менада» из Дрездена. Даже те мастера, которые в собрании ГМИИ имеются (Эль Греко, Шарден, Пикассо), представлены картинами, что достраивают наши мысли об их творчестве до правильной глубины и сложности.
Благодаря посольству приглашенных шедевров по-новому сияет постоянная экспозиция. Новые интонации, визуальные аккорды позволяют тоньше чувствовать казалось бы знакомую мелодию. Да и в плане просвещения затея полезная — шесть десятков гостей прекрасно стимулируют желание отдать должное сокровищам хозяев. А юному поколению можно посоветовать относиться к выставке «неведомых шедевров» как к увлекательной игре «а ну-ка отыщи!».