В основе любого музея с почтенной родословной лежат коллекции. ГМИИ, который отмечает в этом году столетие, не исключение. С первых лет своего существования фонды музея пополнялись благодаря предметам искусства разных периодов цивилизации, которые приобретались в музей в составе различных собраний. Так что закономерна идея начать юбилейную тему с выставки «Портреты коллекционеров. Русское и западноевропейское искусство из частных собраний Москвы».
Главные юбилейные мероприятия складываются в некий выставочный триптих. Первая его часть — экспозиция о коллекциях. Вторая — об истории музея. Третья, ожидаемая в конце апреля, — прием знатных гостей. Лучшие музеи Европы (числом около 30) привезут супершедевры из своих собраний на экспозицию «Воображаемый музей». Она будет любопытна как пример изживания ГМИИ собственных комплексов. Нет у него, к примеру, Иеронима Босха. К столетию свершатся чудеса. Знаменитое полотно Босха «Извлечение камня глупости» привезет испанский Музей Прадо из Мадрида. Климта доставят из венского Бельведера, Франса Халса из Стокгольма и т.д. Вот и воображаемый интерактивный музей готов. Материализация компьютерной программы: кликнешь имя мастера — картинка нарисуется.
Наверное, о такой идеальной полноте коллекции мечтает каждый и музей, и собиратель. Однако на открывшейся вчера в Отделе личных коллекций ГМИИ экспозиции «портретируются» не те коллекционеры, которые во время оно еще могли лелеять надежду на завершенность выстраиваемого ими зрительного ряда того или иного периода старого искусства. Герои выставки не обогатившие фонды ГМИИ князья Юсуповы, Голицыны, не востоковед Владимир Голенищев, чья коллекция искусства Древнего Египта была приобретена благодаря хлопотам основателя Ивана Цветаева в первое десятилетие прошлого века. Не представлено на экспозиции и богатейшее наследие советского искусствоведа Ильи Самойловича Зильберштейна, по инициативе которого в 1985 году и был создан Отдел личных коллекций ГМИИ. В том-то и интрига, что «портретируются» на выставке собиратели нового поколения, которым вроде бы остается довольствоваться остатками большого пирога. Ведь все некогда продававшиеся по несравненно более доступным ценам шедевры давно пополнили разные музейные и частные собрания. Приятно, что новая выставка отчасти в этом разубеждает.
Директор ГМИИ Ирина Антонова так прокомментировала образ нового коллекционера: если историческое собрание Отдела личных коллекций ГМИИ формировалось благодаря дарам людей гуманитарных профессий, увлеченных собирательством еще в советское время, то теперь коллекционер — это чаще всего предприниматель, банкир, президент благотворительного фонда. К указанным категориям мы можем добавить еще и номенклатурную элиту, ведь один из участников выставки — почему-то не заявленный в пресс-релизе министр культуры Российской Федерации Александр Авдеев. Из его собрания в музей прибыли полотна старых нидерландских мастеров.
Богатые люди еще могут позволить себе приобретать первостатейное искусство, из которого можно тоже составить репрезентативный воображаемый музей. Помечтаем о разделах такого музея, руководствуясь показанными в залах собраниями. В частности, если иконописную коллекцию бизнесмена Виктора Бондаренко соединить с иконописной коллекцией народного художника СССР Ильи Глазунова, выйдет неплохой отдел сакрального искусства Нового времени, периода XVII–XIX веков. Президент Альфа-банка Петр Авен, известные культуртрегеры Валерий Дудаков и Марина Кашуро, Ивета и Томаз Манашеровы могли бы объединить фонды ради полноты репрезентации искусства символизма рубежа XIX–XX веков и раннего авангарда. Краткая история русской живописи XIX века отображена в собраниях Владимира Царенкова, Сергея и Татьяны Подстаницких, Александра Смузикова. Много редких имен западноевропейских мастеров старой школы (XV–XVIII века) числятся в собраниях Владимира Логвиненко, Василия Горященко, Максима Кочерова. А отличный раздел западного искусства времени перелома от постромантической традиции XIX века к стихиям первозданной простоты (наивное искусство, фовизм) собирается на выставке благодаря участию вещей, принадлежащих Константину Григоришину, Александру Чистякову, Инне Баженовой, Максиму Боксеру, Юрию Петухову и другим.
Загвоздка лишь в том, что все собрания разместились в ГМИИ не по историческому принципу, а согласно логике предъявления цельных коллекций. Вследствие этого возник еще один важный сюжет: амбициозность собственника художественных сокровищ. Данный сюжет действительно обращает нас к теме «портрет коллекционера». Чаще пафосный, иногда аристократичный, нередко ироничный. Когда Петр Авен показывает нам опусы русских художников, провенанс (происхождение) которых документально связан с именами Шаляпина, Руслановой, Утесова, это становится событием отечественной истории искусства. Когда какой-либо участник проекта ГМИИ не может не выставить сомнительные произведения, подписанные громкими именами или имеющие намеренно «состаренную» датировку, то мы уже не об истории искусства думаем, но задаемся вопросом побудительной мотивации намеренно рисковых действий. Амбиции? Возросшая цена? Для интерпретации широкий простор. Так что новая выставка претендует на то, чтобы быть неплохим психоаналитическим тренингом.
Чтоб вспомнить, как все начиналось
Музей изобразительных искусств открыл юбилейную программу
Наверх