Фильм действительно очень хороший, качественный, в модном нынче жанре кино наблюдения. Если кто видел «Трубу» Виталия Манского, может себе его легко представить: та же структура, те же приемы.
Истории простых людей, живущих вдоль римской окружной, режиссер собрал в энциклопедию современной итальянской жизни, где представители всех социальных групп объединены ощущением безнадежности и увядания. Голоса автора мы не слышим, в фильме нет никаких авторских указателей, других «дорожных знаков». Зритель непосредственно наблюдает за разговорами и действиями персонажей: родовитого аристократа, сдающего свою виллу под корпоративы, рыбака, живущего с украинской женщиной, двух семидесятилетних проституток, фельдшера скорой помощи, ученого-эколога, спасающего пальмы от вредителей, пожилого интеллигента с дочерью-калекой, живущих в однокомнатной квартире с видом на трассу. Их будущее неясно, настоящее — уныло, но они надеются на лучшее.
Китайского режиссера Цай Минляна многие прочили в победители, но его медитативному фильму «Бродячие псы» — про отца с двумя детьми, живущих на задворках большого города — достался лишь Гран-при, второй по значению лев.
Этих львов была роздана целая стая, львы теперь водятся не только в главном конкурсе, львов присуждают и в других программах тоже. Вот например есть «Лев будущего» — его получил фильм из Танзании «Белая тень». Но все же есть львы и львы. Самые важные — за лучший фильм и приз жюри.
Серебряного льва, то есть приз за режиссуру, неожиданно для всех получил греческий фильм «Мисс Жесткость». То, что из всех достойных поощрения молодых авторов, жюри выбрало именно Алесандро Авранаса, многих здесь очень задело. У фильма были невысокие оценки в критическом рейтинге, да и большого значения этой картине никто не придавал. Фильм сравнительно молодого греческого режиссера начинается очень жестко — одиннадцатилетняя девочка в день своего рождения выбрасывается из окна. И постепенно выясняется, что за личиной патриархальной благополучной семьи скрывается чудовищная, полная лжи и насилия агрессия. Сюжет впечатляет, но исполнение не вызвало особого интереса, много натяжек, много дешевого драматизма. Однако жюри наградило не только режиссера, но и отдало исполнителю роли главы этого семейства Темису Пану кубок Вольпи. Эту же награду, но за лучшую женскую роль получила 82-летняя актриса Елена Котта, сыгравшая роль без слов в итальянском же фильме «Виа Кастелана Бандиера» — кинодебюте известного театрального режиссера Эммы Данте.
Кстати, еще одна итальянская картина победила в конкурсе «Горизонты» — режиссеру по фамилии Пазолини, но по имени Умберто, вручили Льва за режиссуру.
В общем — главные призы получили аутсайдеры Евросоюза, Италия и Греция. США практически прокатили — из шести фильмов награда досталась только одному — приз Марчелло Мастрояни за молодое дарование отдали Таю Шеридану из фильма «Джо». Ну и приз за сценарий получил фильм «Филомена» британского режиссера Стивена Фрирза — лидер зрительских и журналистских симпатий
Самой для меня приятной наградой жюри все же стал спецприз фильму «Жена полицейского» немецкого режиссера Филиппа Гренинга — это неожиданное открытие нового имени Венецией-70 все же не прошло совсем незамеченным.
Но все же решение жюри вызвало много разочарований. Из всех возможных вариантов был выбран наименее интересный. И наиболее консервативный.
А главное — без выхода в будущее, то есть совсем не перспективный для Венецианского фестиваля, который начался за здравие, а кончился, увы, за упокой. Итальянская пресса, конечно, радовалась, но общий вид фестивального городка, опустевшего еще накануне закрытия, навевал грустные мысли.
Кстати, жюри из 28 студентов, которым было поручено посмотреть отреставрированные классические фильмы (среди них был и «Мой друг Иван Лапшин» Германа) и выбрать лучший, — наградило итальянскую же комедию 1973 года «Собственность больше не кража» Элио Петри. Посмотрела посвященную ему статью на Википедии: «Оскар» за лучший иностранный фильм в 1971 году за фильм «Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений», в следующем году — Гран-при в Каннах за фильм «Рабочий класс идет в рай»…