Недавно на мой вопрос, о том, сознавал ли Алексей Герман, что из-за его стремления к все большей достоверности, начиная с «Лапшина», каждый его следующий фильм поначалу оказывался слишком радикальным для обычного восприятия, Светлана Кармалита сказала, что Герман никогда не смотрел своих фильмов целиком в законченном виде. Что для него был важен процесс их создания, завершения, но не результат. И уж тем более он не сравнивал степень приближенности к реальности. По его ощущению, степень эта всегда была одна – максимально для него тогда возможная.
Как иностранцы воспринимают фильм «Мой друг Иван Лапшин»? Кажется, что им его смотреть очень сложно. Итальянские студенты, которые должны решить судьбу конкурса в этой категории, конечно, изучают историю искусства, и даже, возможно, знают что-то про советскую историю. Но именно на этом показе стало понятно, насколько изолированной и локальной была советская культура. Как маргинальна и замкнута она была. Это придавало ей определенное очарование, но и очень сильно до сих пор затрудняет ее восприятие извне.
Кино сегодня, как, впрочем, и всегда — это цепь ассоциаций. Если есть общая для них почва, оно считывается, если общность нарушена — коммуникация прерывается. В России, к концу 19 века с трудом достигнувшей общего с Европой языка, как раз с тридцатых годов пошел обратный процесс... И хотя как раз Алексей Герман в своих поисках шел впереди, сейчас становится очевидным, насколько все же он плохо интегрирован в европейскую культуру. Не те шутки, не те песни, не та одежда. Европейцы не узнают себя в этих людях, и похожих на них, и в то же время совсем не похожих.
Вечером, на приеме по случаю показа «Лапшина», активно обсуждались слухи про будущего победителя. Якобы некие информированные источники сообщили, что главный приз, или один из главных призов получит Ксавье Долан. Его фильму «Том на ферме» уже отдало приз жюри ФИПРЕССИ, международной ассоциации кинокритиков.
«Том на ферме» — четвертая картина юного канадского гения, практически Моцарта нового кино, снявшего в 19 лет фильм «Я убил свою маму». И своим юным видом, и несомненным режиссерским талантом вызвавшего восторг в Каннах (правда, фильм был там не в основном конкурсе).
«Том на ферме» экранизация пьесы канадского драматурга Мишеля Марка Бушара, в которой сам Долан сыграл главную роль. Герой приезжает на ферму, где живет мать его умершего возлюбленного, и оказывается, что там не знают об их сексуальной ориентации. Мать не вполне нормальна, но ей далеко до ее старшего сына, который терроризирует бедного Тома, заставляя скрывать правду, бьет его, и при этом не отпускает обратно. Такая психическая аномалия с элементами триллера.
Долан, очевидно, очень одаренный молодой человек, и он весьма популярен в своей возрастной группе. Но надо ли старейшему международному кинофестивалю так очевидно впадать в грех старости и соблазняться совсем юным героем? Может быть, в данном случае мудрее было бы подождать.
Настоящее решение жюри Мостры станет известно сегодня вечером