Так что все, кто захочет, его увидят и смогут поразгадывать: зачем таинственный Менеджмент в лице Мэтта Деймона пристает к чудаковатому ученому, в роли которого блистает Кристоф Вальц.
Гиллиам жаловался, что давно снимает на копейки, что ему не дают развернуться, но что он страшно горд причастностью к работе, сделанной для фильма «Теорема Зеро». Фантастический мир, в котором происходит действие, сочинен им из трех основных элементов — старинного храма, супермаркета и гаджетов. Главный герой обитает в заброшенной церкви, где у распятого Христа нет головы (а на ее месте — камера слежения), в купели для святой воды стоит таз с грязной посудой, фрески облетели, а скамьи и витражи еще сохранились. Метафора простая. Вокруг этого последнего бастиона христианской цивилизации, где выродившаяся в бессмысленное занятие чистая наука граничит с безумием, торжествует реклама. Из каждой витрины раздаются голоса, призывающие покупать и потреблять. Машины на улицах совсем мелкие, как самокаты, зато велосипеды превратились в удивительные шагающие механизмы. Все кругом сверкает, движется, но тем не менее удивительно напоминает провинциальный универмаг с игровыми автоматами и ларьками с мороженным.
Кристоф Вальц с лысым черепом обаятельно играет затворника и недотрогу, с ужасом наблюдающего за раскованными манерами молодой девушки, всячески его соблазняющей. Нечего и говорить, что любовь приходит в тот момент, когда герою кажется, что девушка испытывает к нему настоящее чувство. Вообще, чувства — это именно то, что отличает героя от окружающего мира, которым правят в неизвестных целях и неизвестно кто. В конце концов, такой мир должен быть разрушен, а человек — что ж, ему остается регрессировать до детского состояния, играть с мячом, вспоминая утерянный рай, где с ним был смысл, любовь, привязанность, ответственность и прочие гуманитарные ценности, напрочь забытые в мире игровых приставок и телеметрических связей.
Все это не ново, но фильм спасает Кристоф Вальц, который сумел сделать своего героя живым, ясным, забавным и неожиданным, хотя, честно сказать, при таком сценарии это было не просто. Радует и Тильда Суинтон в роли виртуального психотерапевта. Мелани Тьерри, французская актриса, сыгравшая подосланную к герою соблазнительницу, очень красивая и обаятельная девушка, что тоже прибавляет фильму шарма.
Сами понимаете — фантазия Гилллиама и хороший актерский ансамбль, этого уже достаточно. Что же до сюжета, то и ладно. Сюжетов что ли мы не видали?
Сюжет самой Мостры уже дошел до середины, что всегда сопровождается некоторой усталостью постоянных участников. Прессе начинают не нравиться любые фильмы, и программные директора обычно ставят в эти дни фильмы, не претендующие на особое внимание. Но впереди — «Побудь в моей шкуре» со Скарлетт Йоханссон в роли инопланетянки, охотящейся за мужчинами, «Бродячие псы» Цай Минляна, «Ревность» Филиппа Гарреля, и два серьезных документалиста — Джанфранко Рози и Эррол Моррис с фильмом про Дональда Рамсфельда, бывшего министра обороны США. Впрочем, документалистика — слишком взрослый жанр для сегодняшнего кино, которое все-таки предпочитает сказки, хотя и страшные.
Надо сказать, что самым главным гостем фестиваля оказался, конечно, Дэниел Рэдклифф (если кто не помнит, это актер, сыгравший Гарри Поттера). Девочки-подростки с утра занимали места на перилах вдоль красной дорожки, чтобы увидеть своего любимца. От катера его везли в нескольких лимузинах, все равно, что президента. При этом показанный в специальной программе «Венецианские дни» фильм с его участием «Убей своих любимых» — совсем не детский, это история отношений будущих американских классиков из поколения битников, Аллена Гинзберга (Дэниел Рэдклифф), Джека Керуака (Джек Хьюстон), Уильяма Берроуза (Бен Фостер) и Люсьена Карра (Дэйн Де Хаан), во время их обучения в Колумбийском университете в Нью-Йорке. Отношения были вовсе не невинные, один из них, Люсьен Карр, влюбленный в Гинзберга, был осужден за убийство своего любовника. Фильм уже был представлен на фестивале в Санденсе. Сам Рэдклифф сказал после показа, что понимает, насколько обязан Гарри Поттеру своей славой, но теперь хочет ее использовать, чтобы иметь возможность играть в серьезных проектах.