Вчера, 8 июня, на заседании Гильдии кинокритиков обсуждались в основном еще три фильма — «Интимные места», дебют Наташи Меркуловой и Алексея Чупова, «Небесные жены луговых мари» Алексея Федорченко, «Труба» Виталия Манского. Еще называли, как заслуживающие внимания критики, фильмы «Разносчик» Андрея Стемпковского, «Стыд» Юсупа Разыкова, «Жажду» Дмитрия Тюрина. В общем, семь-восемь фильмов, о которых можно спорить — это значит, что фестиваль в целом удался. Кто бы не был отмечен наградами.
Другое дело, что никаких новых тенденций сегодня на фестивале наблюдать не удалось. И в этом смысле победа в общем мнении фильма «Географ глобус пропил» — это победа традиции над новацией.
Молодые кинематографисты кажутся сегодня еще более робкими и застенчивыми, чем вчера, они не хотят нарушать границ, в основном повторяя существующие стереотипы, как в эстетическом, так и в тематическом плане. Это понятно — общество сегодня тяготеет к стабильности и неизменности, этот запрос явно уловлен кинематографом, который становится осторожней.
Но я бы не стала называть и эту тенденцию общей — потому что даже в таком казалось бы едином пространстве как профессиональное сообщество «Кинотавра» расхождение в мнениях очень чувствуется. То есть вторая отмечаемая тенденция заключается в отсутствии доминирующих тенденций. У всех своя правда и свой вкус, поэтому почти все картины находят своих почитателей и своих ярых противников. Хотя многие отмечали, что конкурс, который поначалу казался довольно средним, к концу стал сильней и ярче.
Программный директор «Кинотавра» Ситора Алиева гордится тем, что большинство фильмов программы после фестиваля приглашают на международные кинофорумы. Здесь, в Сочи, довольно много програмеров из разных стран, которые подтверждают, что марка «Кинотавра» для них многое значит. Но европейские фестивали это одно, отечественный зритель — совсем другое.
Я вчера слышала как профессиональные люди, кинематографисты, позволяли себе довольно грубые выкрики, публично называя конкурсный фильм нехорошими словами и восклицая: «И на это … Минкульт дает миллион долларов»! Нетерпимость и отсутствие уважения к экспертным оценкам приводит к довольно печальным результатам: ругать коллег кажется нормальным, резкие отзывы и неприятие чужого мнения создают соответствующую атмосферу, в которой находиться довольно сложно, особенно если твой фильм подвергается такому обращению…
Вопрос о том, что дает фестиваль киноиндустрии, и насколько нашему обществу он вообще нужен, остается открытым. На будущий год «Кинотавр» отмечает 25-летний юбилей. Срок не малый, и за это в нашей стране время сменилось несколько эпох. От малокартинья времен перестройки перешли к обилию «кооперативного» кино девяностых, потом было время, когда именитые мастера не давали свои фильмы в конкурс национального фестиваля, считая, что там им не с кем соревноваться, потом нахлынула «новая русская волна», которая немедленно рассосалась на мелкие ручейки, потом фестиваль стал ориентироваться на молодых. Сейчас, честно сказать, я не могу найти определения для нынешнего состояния «Кинотавра» — фильмы, рассчитанные на кассу, проходят мимо него, фильмы авторские, во-первых, появляются все реже, а во-вторых, перестают быть авторскими.
Одна особенность у нынешнего фестиваля все же была — появилось много фильмов по хорошей прозе, как минимум три картины нынешнего конкурса связаны с именами писателей — Андрей Геласимов, Алексей Иванов, Денис Осокин… Это новая и скорее отрадная черта, хотя неизвестно, продолжится ли это в дальнейшем, не простое ли это совпадение.
Есть впрочем, одна закономерность — так или иначе, жизнь неизменно расставляет все на свои места, и все же продолжается. Вот и Сочи — когда находишься тут, трудно поверить, что Олимпиада в феврале действительно состоится — такие вокруг стройки, такие пробки, столько недоделанного… Но мы знаем, что все сложится, что Олимпиада пройдет, что на будущий год снова настанет лето, приедет «Кинотавр» — хотя каждый год, на заключительной пресс-конференции президент фестиваля Александр Роднянский обещает большие перемены, вплоть до дисклокации из «Жемчужины», но пока как-то обходилось.