Фестиваль «Кинотавр» — это не просто место, где смотрят кино и отдыхают кинематографисты, тут происходит обсуждение многих актуальных проблем. Закончился конкурс короткого метра — начинается питчинг, ярмарка еще не снятых картин, и череда "круглых столов". И то и другое имеет отношение к будущему, к тому, какие фильмы тот же «Кинотавр» покажет в следующем году. Настроение в этом смысле совсем не бодрое.
В 2010 году, когда началось активное включение государства в дела кинобизнеса, был создан Фонд кино. Кинематографисты именно на «Кинотавре» выразили первые сомнения в разумности предпринятых шагов. Прошло три года. Фонд сегодня снова в процессе перемен, Минкульт меняет руководство своего департамента (Иван Демидов переведен на другое направление, новый человек не назначен, пока Владимир Мединский лично занимается кино), государственные деньги по-прежнему в центре внимания, но теперь имеется твердое указание тратить их на поддержку коммерческих и социально значимых картин…
Вывод, в общем, неутешительный. Трехлетняя активность и перестановки не привели к положительным результатам. Тактической победой считаются фильмы типа «Метро», «Духлесса» и «Легенды №17». Что все же для культуры не победа. Уровень нынешнего конкурса подтверждает: в российском авторском кинематографе нет признаков роста или хотя бы потенциального развития. Пока в области творчества наблюдается только спад — даже в коротком метре это заметно.
Сегодня Фонд кино объявил новый список лидеров. Их число увеличилось за счет компаний, которые прежде считались, мягко говоря, слишком легкомысленными. Вроде Enjoy Movies, в активе которой такие хиты, как «Беременный» и «Мамы». При этом компания «Коктебель» Романа Борисевича, где снимали Хлебников, Попогребский, Сигарев, даже не подавала заявку — при новых правилах, которые учитывают только количество зрителей, у компании, производящей авторское кино, шансов нет.
Уровень публики нынче довольно низок, успех гарантирован только в определенных границах
Три миллиарда государственных денег, которыми Фонд кино поддержит коммерческий кинематограф, распределены так: полтора получат на условиях конкурса проекты лидеров безвозмездно, правда, за четыреста безвозмездных миллионов дотации будут бороться компании, не вошедшие в пул, и полтора миллиарда производителям предложат в качестве беспроцентной ссуды. И — важное дополнение — после одобрения экспертным советом фонда проектам надо еще получить одобрение Минкульта, так что фигура Мединского становится ключевой. Со всеми вытекающими идеологическими добавками. Украинские коллеги рассказывают, что российское авторское кино уже активно ищет финансирование на Украине…
Вопрос, конечно, не в том, что поддержка рыночного механизма не рыночными методами обычно кончается инвалидностью системы, но и в том, что в нынешнем раскладе вообще не предусмотрена система поддержки новых имен и новых смыслов. При такой заточенности на коммерцию, во-первых, сохраняются преимущества у всех старых игроков, с их устойчивыми личными контактами, во-вторых, совсем перестает работать приоритет качества, а главное, что категория таланта вовсе исключается из всех этапов работы с таким рискованным продуктом, как кино.
Уровень публики нынче довольно низок, успех гарантирован только в определенных границах. Сейчас в Сочи работает кинорынок. Со всей страны собрались представители кинотеатров. Компания Тимура Бекмамбетова «Базелевс» устроила большую вечеринку в честь своей новой картины «Горько». Всех участников рассадили по автобусам: мужчин в красные, женщин в синие и повезли в два ресторана — как бы девичник и мальчишник грядущей свадьбы. На мужском празднике не была, а на женском разливали сладкое шампанское и коктейли, аниматоры организовывали конкурсы, был мужской стриптиз… В общем, все как обычно на больших народных корпоративах.
Организаторы считают, что без стриптиза гости заскучают
В чем претензия, спросят меня, — людям устраивают развлечение, их угощают и веселят. Но когда большая серьезная компания, работающая с крупными международными проектами, вместо возвышающих моделей поведения предлагает снижающие — это, на мой взгляд, неэффективная тактика. Тем более что в провинции работники кинотеатров, как ни крути, агенты культуры, это люди, чье мнение учитывается. Их бы, уважая, немного приподнять в их собственном мнении, предложив более изысканную и современную программу, напиться и попрыгать в мешках они и сами могут. Но организаторы считают, что без стриптиза гости заскучают.
Отечественный кинематограф именно так и работает — на снижение. С активной поддержкой государства.
Журнал «Сеанс» к фестивалю подготовил сборник рецензий на лучшие авторские фильмы 2012 года, изданный при поддержке Минкульта. Каждый фильм оценивают два автора плюс прилагаются выдержки из пяти-семи рецензий периодической прессы. Любопытная получается картина: оказывается, за год было снято много интересных фильмов, затрагивающих довольно важные аспекты культуры, проверяющих систему ценностей, рассматривающих новых героев, новые социальные отношения. Все эти смыслы проявляются в поле, возникающем между мнениями. То есть, создав пространство обсуждения, контекст, инициаторы этого сборника помогли обогатить произведения новым содержанием. Если бы еще эти фильмы смотрели, обсуждали, любили или не принимали обычные зрители, наша жизнь могла быть интереснее и уж точно более развита. И новые фильмы в результате становились бы точнее, глубже, эмоциональнее… Но эта область требует не столько денег, сколько интенсивной работы. И, судя по сегодняшнему раскладу, именно она падет первой. Через пару лет на «Кинотавре» будут соревноваться спецэффекты и фактурные актеры в фильмах, снятых на государственные деньги... Ведь теперь это первый и главный национальный фестиваль…