Меня не раздражает, что «Золотого медведя» Берлинале взял румынский фильм «Поза ребенка» (кто-то предложил перевод «Поза эмбриона» — не уверен в его правильности). Я писал, что в этом фильме о богатенькой матери, пытающейся отмазать от наказания своего сынка, насмерть задавившего мальчика, мне не хватает как художественности, так и серьезных социальных обобщений. Не хватает нашего Ленинского проспекта. Этот фильм победил в Берлине? И шут с ним.
Но меня смущает предсказуемый непрофессионализм берлинского жюри.
Жюри дня
Это жюри (не важно, что его возглавлял Вонг Кар-вай — чем он лучше других президентов?) знало, что румынское кино сегодня — это круто. То есть где-то когда-то об этом услышало. Хотя ни одного фильма не видело.
Это очень важная проблема: непрофессионализм жюри. В Канне, похоже, с жюри работают задолго до начала фестиваля, вводя его в курс дела: что такое современное кино. В Берлине явно не работают. Оно Берлинале нужно? Что нужно Берлинале, мы написали в прошлом номере своего дневника. В итоге собирается жюри для фестиваля № 2 в Европе (актеры, режиссеры и т. д.), а это жюри в большинстве своем ничегошеньки не знает про современное состояние кинематографа, давно ни черта не смотрело, кроме собственных фильмов, но что-то где-то подхватило.
А, румыны? Это сейчас вроде круто. Так давайте и дадим румынскому фильму главный приз.
Кто-то возразит мне, что румынский фильм получил в Берлине награду ФИПРЕССИ — международной федерации кинопрессы. Значит, несуразным на этом фестивале было еще и жюри ФИПРЕССИ.
Утиный клин над «Золотой Эльзой»
Картины Кристиана Мунджиу, получившего в 2007-м «Золотую пальмовую ветвь» Канна за «4 месяца. 3 недели и 2 дня», а затем каннские призы за фильм «За холмами» — действительно откровение. «Поза ребенка» — никакое не откровение. Это фильм, по эстетике напоминающий средневековые советские. Зато режиссер, которого называть не стану, тщательно подготовился к торжественной речи. Зная, что Берлинале — фестиваль политкорректный, он заявил, что в кино должно быть больше женщин. А затем сказал, что румынское правительство не уделяет должное внимание кинематографу, не понимая, что оно сейчас — реальный посол Румынии в мире (критика начальства на Берлинале тоже приветствуется — при этом отметим, что режиссер рассчетливо не позволил себе ничего лишнего, но успел похвалить себя, свою профессию и вписал себя в новую румынскую киноволну).
Победа, короче!
Зато про фильм Хлебникова жюри, небось, подумало, что там слишком назойливые и неряшливые декорации. Жюри и представить себе не могло, что речь о реальной деревне и реальной России.
Триумфаторы дня
Под Триумфальной колонной выстроилась группа юных японочек во главе с мужчиной-гидом: кто-то снимал ангела на мобильный, кто-то на планшетник.
Откомментировав главный приз, я решил не спотыкаться об остальные (со списком главных лауреатов Берлинале-2013 можно ознакомиться на сайте фестиваля).
Про почти все эти фильмы я что-то успел сказать. Два уточнения. Приз имени Альфреда Бауэра (американского офицера, основавшего Берлинале после Второй мировой) достался картине про лесбиянок. Я не против лесбиянок, даже обожаю их, просто в случае с Берлинским фестивалем это решение — откровенно конъюнктурное. А награду за лучшую режиссуру отхватил малый, вполне себе симпатичный, который один в один скопировал исландский фильм двухлетней давности. Я об этом писал. Сей факт — окончательный приговор жюри. А заодно — отборщикам Берлинале. Фильм — неплох. Но исландский, показанный на Берлинале вне конкурса год назад, все-таки лучше. Тогда, господа-организаторы Берлинале, возвращайте время вспять и награждайте режиссера исландского — это будет честнее. А иначе — чушь.
Фото дня
Кадр для завершения Берлинского дневника я задумал еще до начала фестиваля: конечно, ангел, воспетый Вимом Вендерсом в «Небе над Берлином». Небо вчера, во время съемки, подкачало. Никаких красок. Пришлось украшать ангела с помощью уличных фонарей. Зато прямо во время съемки над ангелом пролетел утиный клин — начало весны! А под ангелом выстроилась группка юных японочек во главе с мужчиной-гидом: кто-то снимал ангела на мобильный, кто-то на планшетник: ни одной нормальной зеркальной камеры! Вот тебе современная молодая Япония! В конце концов, это тоже ощущения от Берлина и Берлинале.