Огорчение дня
Не так все плохо. Американская деловая киногазета Variety, которую постоянно читают персонажи фильма «Артист», Хлебникова хвалит. Два других авторитетных издания, как и Variety, ежедневно делающие берлинские спецвыпуски (американский The Hollywood Reporter и британский Screen International), находят в фильме достоинства и недостатки. Но оценки в Screen, где опрашивают ряд критиков мира, средние. Похоже, иностранцы в картину Хлебникова все-таки не въехали.
Да, в том же Screen сказано, что лента о тяжелых временах, которые переживают в современной России честные люди. Но в основном в фильме не видят обобщений, универсального высказывания о коррупции в стране, ищут частную историю либо находят совсем уже диковинные параллели с Достоевским. Странные эти иностранцы: как только видят что-то из России, так это им тут же либо Достоевский, либо Тарковский. Третьего не дано. Еще одна изумившая меня претензия к фильму заключается в том, что в нем не идеализирован народ. Впрямую это не высказывается, но говорится, что соратники-крестьяне отворачиваются от главного героя-фермера слишком поспешно, и это выглядит не убедительно.
Для меня-то никакой поспешности нет. Но либо для иностранцев нужно было разъжевывать ситуацию подробнее. Либо либеральное западное мышление в принципе не способно согласиться с версией, что народ может быть эгоистичен и трусоват, а режиссер Хлебников и соавтор сценария фильма Александр Родионов не верят в силу общественного протеста за пределами столиц.
На самом деле оценки прессы почти не влияют не жюри. Кроме того, можно утешиться тем, что ни один из фильмов первых дней не заслужил у критиков высоких баллов — все оценены примерно одинаково.
Звезда дня
Подводя итоги уикенда, когда все огромные залы Берлинале переполнены, а публика жаждет еще и уличных зрелищ (даже если на воздухе стыло), нельзя не отметить, что фестиваль пережил нашествие звезд. Начиная с вечера пятницы: Метт Деймон, Аманда Сайфред, Петер Скарсгаард, Джеймс Франко, Нина Хосс (большая немецкая звезда), Том Хупер, Энн Хэтуэй, Хью Джекмен (здесь вне конкурса презентовали уже вышедших у нас «Отверженных»), Кэтрин Кинер, Романа Боринже, Стив Куган – все с какими-то своими фильмами.
Наибольший ажиотаж вызвал приезд Шиа ЛаБёфа. Вчера был начинающий мальчик, а сегодня, гляди, суперстар. В одной из рецензий на «Долгую счастливую жизнь» написано, что актер Александр Яценко типажно похож на ЛаБёфа. Вероятно, это надо понимать, как большой комплимент.
Пресс-конференция ЛаБёфа была назначена на субботу на 17.20, но уже с полудня сотни две наиболее ушлых поклонников, знающих, где именно надо подстерегать звезд, забили все подходы к черному входу отеля «Хайят», что на площади Марлен Дитрих (которая в центре Потсдамер). Именно там расположен пресс-центр и проходят пресс-конференции Берлинале.
Самое занятное, что ЛаБёф не явился, причем, неизвестно — почему. Правда, на красную дорожку на представление своего фильма в 22.00 все-таки пришел.
Но звезда — что поделашь. К тому же звездам в Берлине несладко. Они выходят из лимузинов метров за тридцать до входа во дворец. Выходят в вечерних костюмах. А вечерами бывает и снежок. Ладно, мужчины — те хотя бы в пиджаках. А женщины в платьях? Между тем, путь до дворца занимает минут пятнадцать. Мало того, что вокруг за ограждениями толпа, требующая автографов, мимолетного общения и совместных снимков. Так организаторы фестиваля еще и садистски ведут звезд по нужным точкам, где они вынуждены давать миниинтервью ведущим немецким телеканалам.
Фильм дня № 1
«Влюбиться до смерти»: необычайные приключения американца (Шиа ЛаБёф) в постсоветском Бухаресте, где его угораздило связаться с местной девушкой (Эван Рейчел Вуд)
Сам фильм я посмотрел только вчера (в знаменитом театре-варьете «Фридрихштадтпаласт», где в дни Берлинале тоже с утра до вечера крутят кино. Если будет время, напишу как-нибудь об этом фантастическом зале отдельно.) У нас он вроде бы выйдет как «Влюбиться до смерти» (оригинальное название The Necessary Death of Charlie Countryman — «Насильственная смерть Чарли Кантримена» - для перевода замысловато) и в конкурсной программе Берлинале выглядит диковинкой.
Фильм — жанровый, коммерческий. О диких приключениях молодого американца в разгульном Бухаресте, где правят бал алкоголь, девицы легкого поведения, рубахи-парни и бандиты-садисты, в ролях которых отметились Мадс Миккельсен и Тиль Швайгер. Заезжие иностранцы проводят ночи в веселых притонах, но все их развлечения заканчиваются невесело. Одного из иностранцев играет Руперт Гринт — знаменитый Рон Уизли из «Гарри Поттера». Он тоже приехал в Берлин и заявил, что рад освободиться он образа Рона, что новые киноработы его освежают. Он и впрямь успел сыграть, уже в последние годы поттерианы, пару хороших ролей, но что его освежило в данном случае, не вполне понятно: роль маленькая, проходная, и в основном Гринту приходится корчить смешные рожи, что он, конечно, умеет.
Проблема фильма в том, что режиссер (дебютант, уроженец Швеции с хорошей кинофамилией Бонд, правда, не Джеймс, а Фредрик) до самого финала не может определиться с жанром. То это черная комедия, то мелодрама (герой ЛаБёфа влюбляется в местную девушку), то кровавый натуралистический боевик. Между тем, судя по Канну последних двух лет, появление в конкурсных программах главных фестивалей мира подобных американских фильмов становится тенденцией. Фестивали любят творить новости — это теперь новость. Если в коммерческом фильме много ругани, обнаженки и крови, то он уже не может рассчитывать на щадящий рейтинг в прокате и, значит, вроде как имеет право рассматриваться по ведомству искусства.
Фестивальные критики из того же Screen, однако, консервативнее отборщиков Канна и Берлинале и отказывают таким фильмам в праве на фестивальное существование. Фильм обвиняют в том, что он эксплуатирует глупые голливудские представления об опасной Восточной Европе (хотя он скорее издевается над ними). Если у других картин в Screen оценки средние, то у этой — ниже низких: меньше единицы из четырех возможных. Меньше единицы! Между тем, хотя режиссер фильма не Тарантино и даже не Гай Ритчи, совсем уж пренебрежительного отношения он не заслужил. Это лишний раз заставляет задуматься о том, стоит ли доверять средним оценкам.
Фильм дня № 2
«Монахиня» — героиня Полин Этьенн — выглядит красивой, но несчастной, поскольку уходить в монастырь нисколечки не жаждет
О другом фильме дня — добротной красивой экранизации классического романа XVIII века, «Монахини» Дени Дидро — буквально пару слов. Учитывая тягу Берлинале к актуальной социальности, он тоже не вполне берлинский. Конечно, при старании в этой ленте Гийома Никлу о девушке, которую упекли в монастырь, где она (в одном, потом другом) попадает во все тяжкие, в этакий ГУЛАГ, можно обнаружить разоблачение церковных нравов. Но все же фильм воспринимается как костюмный и исторический — никакого сравнения с картиной «За холмами» Кристиана Мунджиу, где речь тоже о кошмарах в женском монастере, но современном. Зато на пресс-конференцию создатели фильма собрали одних актрис (ни единого актера), причем целое созвездие гранд-дам европейского кино. Ведь кроме исполнительницы главной роли юной Полин Этьенн в фильме снялись француженки Изабель Юппер и Луиз Бургуан из «Необычайных приключений Адель» Люка Бессона и немка Мартина Гедек из «Жизни других».
Фото дня
Берлинская архитектурная графика. Два снимка, сделанных рядом с Александрплатц (в отличие от Потсдамер Платц пишется в одно слово). Это, пожалуй, самое кинематографическое место немецкой столицы. Вокруг — много кинотеатров Берлинале. Телебашня присутствует во всех картинах про современный Берлин. Напомню и о 15-часовом сериале Райнера Вернера Фассбиндера «Берлин, Александрплац» — знаменитой экранизация романа Альфреда Дёблина.