Вашингтона незамедлительно берут в плен, с помощью специальных препаратов превращают в истинного (ну или почти истинного) арийца-блондина и вместе с командой разведчиков отправляют на Землю, чтобы подготовить грядущее вторжение. Впрочем, даже такое положение вещей в Белом Доме используют в свою пользу. «Я вступила в войну, а для второго срока это как раз то, что надо!» — утверждает явно срисованная с Сары Пэйлин госпожа кандидат.
Согласно официальной мифологии «Железного неба», идея о вероломном нападении фашистского космического флота на Землю-матушку пришла к сценаристу Ярмо Пускале именно там, где и должно осенять всякого истинного финна, — в сауне. Сразу же после окончания этих теперь уже безоговорочно судьбоносных водных процедур группой товарищей (во главе с будущим режиссером проекта Тимо Воуренсолой, некогда работавшим с Пускалой над своим пародийным дебютом «Звездная авария: На парковке») был практически на коленке сварганен и запущен в сеть проморолик. В нем среди прочего уже был заявлен ключевой образ грядущего блокбастера — выдержанная в стиле стим-панк фашистская база в форме колоссальной свастики. В результате «Железное небо» еще четыре года назад обзавелось многомиллионной армией фанатов, полюбивших картину авансом (к слову, не так давно нечто подобное произошло с голливудским проектом «Змеиный полет», который обрел культовый статус еще на стадии синопсиса) и внесших в результате весомую лепту в ее создание: примерно 10% от бюджета «Железного неба» (7,5 млн евро) было инвестировано как раз грядущими зрителями.
Доподлинно неизвестно, поступали ли уже в адрес Вуоренсолы и компании рекламации от обманутых вкладчиков, недовольных тем, на что пошли их кровные. К тому же с точки зрения чистого зрелища придраться абсолютно не к чему: технический уровень боевых сцен вызывает нешуточную оторопь (особенно если держать в голове цифру итогового бюджета) — по словам режиссера, в фильме было использовано 890 кадров со спецэффектами, немногим меньше, чем в последних «Трансформерах», — и глядятся они, надо сказать, абсолютно безукоризненно. Но в том, что касается сути, все совсем не так однозначно: маловероятно, что все без исключения вложившиеся в картину мечтали именно о таком «Железном небе». Даже если не брать в расчет оголтелых ревизионистов, наверняка нашлись и такие, кто грезил о нем на полном серьезе, ожидая буйства тоталитарной эстетики, милитаристского пафоса в духе футуристических манифестов Маринетти и прочего «раскаленного нордизма». Вместо этого на экране разворачивается сатирический фарс, заставляющий вспомнить не столько о воистину вагнеровских «космических операх» а-ля «Звездный десант» или «Хроники Риддика», сколько о комедиях вроде «Марс атакует!», первой серии «Остина Пауэрса», а временами чуть ли не совсем свежего «Диктатора».
Главным объектом вышучивания становятся вовсе не лунные фрицы, но скорее те, кого они собираются завоевать, и в первую очередь Соединенные Штаты Америки. Памятуя о титуле популярной комедии с Луи Де Фюнесом, фильм Воуренсолы можно было бы с легкостью переименовать в «Мировой жандарм и инопланетяне». Достается, понятно, и прочим членам мирового сообщества. Например, в уморительной сцене заседания внеочередной комиссии ООН, когда люди доброй воли пытаются понять, кто именно собрался завоевать планету, с места поднимается представитель Северной Кореи и гордо заявляет: «Да, это наши корабли! Наш любимый руководитель лично их изобрел и собрал!» А чуть позже, когда выясняется истинный источник опасности и на орбиту один за другим выходят вроде бы никогда не существовавшие в природе военно-космические силы разных стран — тут и звездно-полосатый космический линкор «Джордж Буш-младший», и австралийская «звезда смерти» под названием «Данди-1», и даже целехонькая (кто бы сомневался) станция «Мир», — председательствующий в отчаянии вопрошает: «Так это что же, договор по разоружению вообще никто не выполнял? Ну хоть кто-нибудь?» И единственная рука, поднявшаяся за круглым столом переговоров, принадлежит потешному человечку с усиками и в очках, этакому типичному «инженеру на сотню рублей», перед которым стоит табличка «Финляндия»
Но львиная доля потешных шишек все равно валится на Америку. И этот факт при всей симпатии к фильму в целом оставляет несколько разочаровывающее ощущение холостого залпа — уши вроде бы заложило, как полагается, но мишень как стояла целехонькой, так и стоит. А весь пафос создателей «Железного неба» сводится в результате к бородатому анекдоту советских еще времен: «Подумаешь! У нас тоже любой может выйти на Красную площадь, сказать, что Никсон дурак, — и ему ничего не будет»
Если завтра Луна
Все материалы сюжета
Дневник ММКФ-2012
В рамках ММКФ состоялась российская премьера «Железного неба»
Наверх