«Кинотавр» завершился, и у тех, кто не только расслаблялся на вечеринках и пляжах, но и смотрел кино и даже, может быть, участвовал в пресс-конференциях и дискуссиях, сложилось впечатление: современное российское кино стало говорить о чем-то жизненно важном. Ну или по крайней мере имеющем отношение к жизни.
И призов действительно не хватило на всех. Не потому, что фильмы были прекрасны, — все имеют свои недостатки. Не стоит обижаться режиссеру Александру Прошкину, совсем ничего не получившему за фильм «Искупление» про послевоенную жизнь, — прошлое важно, но сейчас все вдруг озаботились настоящим. И это настоящее удалось схватить за какие-то выступающие части.
Многих удивил выбор жюри, давшего главный приз фильму Павла Руминова «Я буду рядом». Потому что это первая часть телесериала. Казалось, что фильм слишком незатейлив для главного приза — ну отметят дипломом или в лучшем случае дадут приз за женскую роль. Однако я разговаривала с некоторыми членами жюри, и мне сказали, что за картину голосовали почти единодушно. Она хорошо сделана технически — все отмечали работу оператора, актрису Марию Шалаеву, монтаж, но главное, понравилась сама история, которая, по их мнению, способна «порвать рейтинг», если фильм покажут по федеральному каналу.
Что, кстати, как раз и важно. Если фильмы, решающие художественные задачи, по существу изгнаны из кинотеатров, им остается только бороться за место на телеэкране. И тут они реально имеют шанс. Да, фильм Звягинцева «Елена» подали особо (продюсеры прервали кинотеатральный прокат и отдали его в эфир после успешного показа в Канне), но и посмотрело его более трех миллионов зрителей. «Два дня» Дуни Смирновой тоже, почти провалившись в прокате, получили хорошую долю по ТВ, да и другие фильмы, которым удалось прорваться к народу, имели аудиторию в полтора-два миллиона. Люди платить не готовы. А смотреть — пожалуйста.
Так что, похоже, имеет смысл и показывать на «Кинотавре», и награждать там фильмы и телевизионного формата — если они, конечно, хорошего качества.
Жюри, состоящее из одних режиссеров — под руководством Владимира Хотиненко судьбу конкурса решали Анна Меликян, Вера Глаголева, Николай Хомерики, Алексей Федорченко, Александр Котт, Бакур Бакурадзе, — почти все призы распределило между теми фильмами, которые имеют шанс понравиться зрителям, хотя критики на них и фыркают. Лучшим режиссером, впрочем, признали Василия Сигарева. Главный приз скорее всего не достался его фильму «Жить» (как раз его сочли лучшим критики) только потому, что два года назад Сигарев получил Гран-при за дебютного «Волчка», а жюри не посчитало новый фильм настолько сильным, чтобы награждать одного и того же режиссера подряд. «Кококо» Авдотьи Смирновой тоже называли среди претендентов на главный приз, но жюри ограничилось женской ролью, вернее, двумя ролями, наградив Яну Троянову и Анну Михалкову.
Мелодрама «Дочь» получила награду как лучший дебют (впрочем, и выбирать там было не из чего, другой дебют — фильм Всеволода Бенигсена «Аварийное состояние» — признали неудачным), а комедийные «Рассказы» Михаила Сегала — за лучший сценарий. Единственный фильм из награжденных, который трудно счесть дружелюбным по отношению к публике, — «Конвой» Алексея Мизгирева (музыка — композитор Александр Маноцков, мужская роль — Азамат Нигманов, сыгравший, что важно, не мрачного главного героя, но персонажа-шута, человека, пытающегося примирить всех). Однако можно счесть «Конвой» в каком-то смысле авторской версией ментовских сериалов на НТВ, так что этому каналу есть смысл к нему присмотреться.
Что я имею в виду под направленностью к зрителю и что, как мне кажется, хотело сообщить своим выбором фестивальное жюри. Фильм Руминова отличается от прочих тем, что в его мире вообще нет плохих людей. Все — хорошие. Все заслуживают жалости и сочувствия. Это история молодой женщины, узнавшей о своем смертельном диагнозе. Она умрет, но у нее есть маленький сын — и больше никого. Чтобы устроить судьбу ребенка, мать старается найти ему другую семью, где его бы любили. И ей это удается. То, что столь слезоточивый сюжет удается снять так, чтобы не тошнило, разнообразить его юмором, душевной тонкостью, психологической свежестью, конечно, стоило отметить.
Фильм «Жить» Сигарева куда беспощаднее, но последний кадр, в котором героиня Трояновой сидит на остановке, а рядом беременная киоскерша открывает свой прилавок, где переливается новогодняя гирлянда, дает сигнал: будущее будет.
Ироническая комедия «Кококо» Смирновой тоже обращается к зрителям с долей позитива, хотя финал не вполне оптимистичен: героиня Анны Михалковой умудрилась довести свою подругу до попытки найти защиту у тех же ментов, от которых когда-то ее спасла. Но само это ироничное и легкое повествование с изящными подробностями и внятными выводами предлагает зрителю союзничество и дружбу.
И конечно, самый неожиданный позитивный опыт у фильма, отмеченного всего лишь дипломом, — «Я тебя не люблю» Павла Костомарова и Александра Расторгуева. Это история ростовской девушки Вики, снявшей свои отношения с мужчинами на мобильную камеру. Снимала Вика три с половиной года, а потом ее материал смонтировали в цельное и очень внятное кино, которое рассказало, как формируется модель жизни у провинциальной барышни, чем забиты ее мозги, в чем она ищет счастья и как общество жестко ограничивает ее возможности. Фильм, где нет ни одной сцены насилия, был бы по-настоящему страшным, если бы не героиня, приехавшая в Сочи как соавтор и партнер. Вряд ли участие в фестивалях и прочие сопутствующие радости сделают девушку счастливой, возможно, ее ждет немало разочарований, но ее жизнь стала куда более разнообразной и богатой, чем то существование, на которое она была бы обречена иначе.
Фильмы, выбранные для награждения, тем и отличаются, что через них публике дается возможность эмоционального сопереживания героям, ситуации, а значит — ощущение сопричастности. Очень дефицитное и востребованное состояние.
Показательный выбор
«Кинотавр» подвел итоги и раздал награды
Наверх