Каннский фестиваль начал свою работу. Вчера, 16 мая, на Круазетт в присутствии Уэса Андерсона, Брюса Уиллиса, Тильды Суинтон, Билла Мюррея и других звезд открылся 65-й Каннский фестиваль, который до сих пор определяет, что хорошо, а что — нет в мировом кино. Для открытия было выбрано «Королевство полной Луны», фильм американца Уэса Андерсона. Андерсон относится к числу немногих режиссеров, которые снимают вроде бы для широкой публики, но при этом ухитряются угодить киноманам и фестивальным отборщикам. Таких авторов в мировом кино совсем мало (поразмыслив, можно вспомнить разве что Джорджа Клуни, братьев Коэнов да Пака Чан-Ука). Андерсон великолепно справляется с задачей: он готов порадовать «взрослую аудиторию», пришедшую вместе с детьми на «Бесподобного мистера Фокса», и при этом с удовольствием подыграет юным зрителям «Семейки Тененбаум».
Слово «кэмп», с легкой руки Сьюзен Зонтаг пошедшее гулять по страницам интеллектуальной литературы конца XX века, как ни странно, происходит именно от «летнего лагеря», summer camp. Американские бойскауты не так уж сильно отличаются от наших пионеров, а наш тинейджер, которому вымазали рожу зубной пастой, родной брат американскому скауту, которого американские сверстники мучают за еврейский нос. Одно слово, «кэмп» — нечто трогательное, смешное, наивное, неуклюжее, пошловатое. Фильм Андерсона — это и есть средоточие кэмпа. Середина 60-х, лагерь бойскаутов, двое двенадцатилетних влюбленных. Им совсем чуть-чуть не хватает до возраста Ромео и Джульетты, но это и хорошо. Еще нет никакого секса, но есть настоящая любовь. Есть презрение и травля сверстников, но есть мир, открытый в будущее, есть взгляд, обещающий счастье, есть чувство, что все это не зря.
Каннская программа этого года обещает быть самой сильной за минувшее десятилетие. Критики уже заранее согласились, что «Золотая пальмовая ветвь» скорее всего достанется австрийцу Михаэлю Ханеке за фильм «Любовь». Опять-таки, по общему мнению, главный конкурент Ханеке — Сергей Лозница с экранизацией военной повести Василя Быкова «В тумане». «Королевство полной Луны» едва ли вмешается в спор за награды. Это фильм совершенно необязательный, но от этого еще более очаровательный, трогательный и туповатый. Совсем как третья смена в пионерлагере «Звездочка». Или «Орленок». Или «Артек».
В фильме Андерсона — огромное количество звезд в эпизодических ролях. Здесь и Билл Мюррей, и Брюс Уиллис, и Фрэнсис Макдорманд, и Эдвард Нортон, идеально вошедший в роль моложавого пионервожатого. Но лучше всех, конечно, юная Кэра Хейворд, которая умеет так посмотреть на своего юного избранника, что каждый из зрителей, присутствующих в двухтысячном каннском зале, поневоле спросит себя: «А стоило ли взрослеть?» Новая Англия, 1965 год. Артек, 1965. Добро пожаловать, но посторонним, к сожалению, вход запрещен.
Фестиваль победителей
Каннский фестиваль — один из самых престижных кинофестивалей в мире, относящийся к категории А, проходит ежегодно в мае на французском Лазурном берегу в курортном городе Канн. Первый фестиваль должен был состояться в 1939 году. По идее организаторов, он должен представлять альтернативу Венецианскому кинофестивалю, попавшему под влияние официальных нацистских властей. Программа была готова (в нее вошел и советский фильм «Ленин в 1918 году» Михаила Ромма). Почетным председателем жюри назначили изобретателя кинематографа Луи Люмьера, торжественное открытие наметили на 1 сентября. Однако именно в этот день началась вторая мировая война. В результате первый Каннский кинофестиваль состоялся лишь в 1946-м, и открылся он документальным фильмом «Берлин» Юлия Райзмана. Всего в фестивале участвовало 99 картин, в том числе восемь советских. Гран-при кинофестиваля 1946 года (так назывался главный приз до 1955 года) получил фильм «Великий перелом» Фридриха Эрмлера. А «Каменный цветок» Александра Птушко был награжден за лучшее использование цвета.