Претенденты на соискание премий Американской киноакадемии, которые будут вручены 26 февраля, опять определялись по новым правилам. Без малого шесть тысяч экспертов получили бюллетени, в которые могли вписать пять (а не десять, как раньше) названий картин, которые, по их мнению, могут считаться фаворитами по итогам прошлого года. Общее количество претендентов на звание лучшего фильма отныне стало «плавающим» — в пределах от пяти до десяти, при этом окончательная цифра становится известной только в самый последний момент.
По мнению исполнительного директора киноакадемии Брюса Дэвиса, который и стал инициатором нововведений, «номинация на лучший фильм должна быть показателем выдающейся оценки. И если, к примеру, лишь восемь фильмов заслуживают чести быть выдвинутыми в этой категории, то мы не должны округлять это число». В этом году «выдающейся оценки» оказалось удостоено лишь девять картин.
Абсолютным лидером по количеству номинаций стал «Хьюго» Мартина Скорсезе, претендующий сразу на одиннадцать «Оскаров», — это четвертый (после «Аватара», «Вверх» и третьей серии «Истории игрушек») фильм в формате 3D, претендующий на академическую награду в категории «лучший фильм года».
Всего на одну позицию отстает от него «Артист» Мишеля Хазанавичуса, который оказался пятой немой картиной, выдвинутой на главный «Оскар» за всю историю. С этими безусловным фаворитами соперничают «Человек, который изменил все» Беннета Миллера и «Боевой конь» Стивена Спилберга (по шесть номинаций), «Потомки» Александра Пэйна (пять номинаций), «Прислуга» Тэйта Тэйлора и «Полночь в Париже» Вуди Аллена (по четыре номинации), «Древо жизни» Терренса Малика (три номинации), а также самый неожиданный кандидат, «Жутко громко и запредельно близко» Стивена Долдри, отмеченный лишь в двух номинациях — «лучший фильм» и «лучший актер второго плана» (Макс фон Сюдов). Лучшим режиссером могут стать Скорсезе, Хазанавичус, Пэйн, Аллен или Малик; «посторонних», то есть тех, кто не имеет отношения к девятке лидеров, в режиссерскую номинацию не пустили.
В актерской епархии ситуация несколько иная: за звание исполнителя лучшей мужской роли будут бороться Жан Дюжарден («Артист»), Брэд Питт («Человек, который изменил все»), Джордж Клуни («Потомки»), Гэри Олдмен («Шпион, выйди вон!» Томаса Альфредссона) и Демиан Бишир («Лучшая жизнь» Криса Вайца). В женской номинации актрисе, сыгравшей в фильме-фаворите («Прислуга»), Виоле Дэвис компанию составили Гленн Клоуз («Альберт Ноббс» Родриго Гарсия), Руни Мара («Девушка с татуировкой дракона» Дэвида Финчера), Мэрил Стрип («Железная леди» Филлиды Ллойд) и Мишель Уильямс («7 дней и ночей с Мэрилин» Саймона Кертиса).
В номинации «лучшие визуальные эффекты» претендентов больше, чем обычно, — самым зрелищным фильмом прошлого сезона могут оказаться, помимо «Хьюго», «Трансформеры-3: Темная сторона Луны» Майкла Бэя, «Живая сталь» Шона Леви, «Восстание планеты обезьян» Руперта Уайатта и «Гарри Поттер и дары смерти: Часть 2» Дэвида Йетса. Последний, хоть и стал абсолютным кассовым чемпионом 2011 года и третьим по сборам фильмом всех времен и народов (мировые сборы превысили $1,3 млрд), так и не смог, несмотря на прогнозы экспертов и чаяния поклонников, выбраться за рамки второстепенных номинаций и претендует всего на три «Оскара» (также за работу художника-постановщика и грим). А вот в категории «лучшая оригинальная песня» в этом году всего две позиции — академикам придется выбирать между «Человеком или Маппетом» Брета Маккензи («Маппеты» Джеймса Бобина) и «Реальностью в Рио» Серхио Мендеса, Карлиноса Брауна и Сиды Гарретт («Рио» Карлоса Салданы).
Примечательно, что обе песни исполняют на экране мультипликационные персонажи, но ни тот, ни другой фильм не попали в пятерку соискателей «Оскара» в области анимации. Там соревнуются «Ранго» Гора Вербински, «Кот в сапогах» Криса Миллера, «Кунг-фу Панда 2» Дженнифер Ю, а также две европейские постановки, «Кошачья жизнь» Жана-Луи Фелисиоли и Алена Ганьоля совместного производства Франции, Нидерландов, Швейцарии и Бельгии и испано-британские «Чико и Рита» Фернандо Труэбы, Хавьера Марискаля и Тоно Эррандо. В номинации «лучший фильм на иностранном языке» закономерно отсутствует «Цитадель» (со скандалом выдвинутый от России фильм Никиты Михалкова не добрался даже до лонг-листа), но зато имеются иранский «Развод Надера и Симин» Асгара Фархади (также претендует на «Оскар» за лучший оригинальный сценарий), польские «Укрытые» Агнешки Холланд, израильское «Примечание» Иосифа Седара, канадский «Господин Лазар» Филиппа Фалардо и бельгийский «Бычара» Мишеля Роскама.
Нынешний «оскаровский» расклад производит впечатление на редкость выверенного и объективного. Но без вопросов не обошлось и на сей раз: сразу же после объявления итогового списка в интернете развернулась дискуссия, где на первый план вышел факт вопиющего безразличия к фильму Николаса Виндинга Рефна «Драйв». В академических святцах картина, которая для многих в этом году стала символом истинного духа кинематографа, отмечена лишь в номинации «монтаж звуковых эффектов». К нему в «Драйве» и вправду нет никаких претензий, но анализируя ситуацию в целом, нельзя не вспомнить слова поэта, подходящие к данному случаю как влитые: «Знаешь, стыдно, когда не видно, что услышал ты все, что слушал».
«Драйв» опередил «Артист»
В Лос-Анджелесе объявлены номинанты на «Оскар»
Наверх