20415
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
22747
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
12060
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3805
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
8089
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
6704
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
4036
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2974
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
12040
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
9499
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
7484
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
7915
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
5292
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
4049
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
3143
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
3069
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
4016
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2861
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2879
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
4381
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3814
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2683
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2307
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
4357
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
4341
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2860
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2921
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
3349
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
3123
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2969
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
3171
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
5571
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
4064
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3703
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
3128
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
11:33 17/03/2014 Инна Логунова 0 62

«В России это обычная история: никто ничего не понял»

Режиссер Андрей Богатырев об экранизации «Иуды Искариота» и российской киноиндустрии

Александр Уткин

— Фильм «Иуда» — вполне светское произведение, так же как и повесть Леонида Андреева. Вас интересовал религиозный аспект известной истории или это был исключительно повод поговорить о «психологии предательства», как писал Андреев об идее «Иуды Искариота»?

— Мне кажется, что вообще все — это светская история. И все размышления — светские. И мне было интересно именно размышление о том, как это можно трактовать и как это трактовал Леонид Андреев. Мы со сценаристом Всеволодом Бенигсеном тоже нашли какую-то свою гавань и дали свою трактовку. А судить о том, что же на самом деле произошло, я вообще не берусь: было, не было — я не знаю. Это определенная мифология, которую надо, условно говоря, каждые сто лет переосмыслять, потому что общество двигается дальше и, соответственно, нужно идти вперед и в своих размышлениях. Собственно, это и есть жизнь.

Андрей Богатырев

Родился в 1985 году в Москве. В 2007-м окончил ВГИК (мастерская режиссуры неигрового кино Ефима Резникова и Бориса Караджева). Режиссер документальной короткометражки «P.S. Рок» и полнометражных игровых фильмов «Баги» (2011) и «Иуда» (2013). Лидер рок-группы «тОт»

— Если уж речь зашла о мифологии — почему вы выбрали именно христианскую?

— Еще во время учебы во ВГИКе меня увлекали масштабные темы. Это, наверное, природа юных людей, сейчас я из этого немного вырос — стало спокойнее жить. А на тот момент меня это очень интересовало. Хотелось поднять что-то глобальное, разворотить, найти свои смыслы. Да и произведение Леонида Андреева революционное — в том смысле, что было написано перед революцией и вобрало в себя многие мысли той эпохи: что есть хорошо, что плохо, на что можно пойти ради высокой цели. Многие вопросы, которые затрагивает Андреев, предвещали революцию и события того времени. Сейчас мне это интересно уже в несколько другом ключе: у каждого человека есть свой абсолютно уникальный путь. Ни один из них не лучше и не хуже другого, все для чего-то нужно, и в этом вселенском замысле у каждого своя роль. Для меня было важно пройти этот путь вместе с Иудой и понять, в чем заключалось его предназначение.

— Собственная трактовка жизни и личности Иуды, немного отличная от видения Андреева, о которой вы говорите, в фильме хорошо считывается. Так, в картине есть ряд диалогов, которых нет в повести. Какие смысловые акценты были для вас важны?

— Опять же идея пути. Для меня и, думаю, для Андреева Иуда — человек, который здесь все прошел, все знает и ничему не удивляется. И вдруг он сталкивается с человеком, которого не может раскусить. Через окружение Иисуса он начинает его прощупывать. Нам с Бенигсеном были нужны какие-то дополнительные инструменты, чтобы это раскрыть — поэтому появился разговор с куртизанкой, которого нет у Андреева, и несколько других эпизодов.

А кто я? Я жизнь потрачу, чтобы ответить на этот вопрос, а в конце жизни подумаю: да ничего я не понял

— Так Иуда — он, по-вашему, кто: провокатор, проверяющий людей на прочность, посредник, сознательно принявший на себя роль предателя, чтобы помочь Иисусу исполнить свою миссию на земле, или просто насквозь гнилой и лживый человек?

— Я вам на это задам похожий вопрос —  вы кто? Вы живой человек, который вбирает в себя огромное количество смыслов, страхов. А кто я? Я жизнь потрачу, чтобы ответить на этот вопрос, а в конце жизни подумаю: да ничего я не понял. Для меня Иуда — человек, который идет своим путем. Он посчитал, что будет правильным предать Христа ради самого Христа. И в этом поступке он находит свое очищение. Он многое понял в жизни и в конце извиняется даже не за то, что предал Христа, а за то, как прожил свою жизнь. Он много кому причинил зло, и в финале он в полной мере осознает, что сам был частью того мира, который так ненавидел.

Трейлер фильма «Иуда»

— По форме «Иуда» вполне традиционен — это костюмный фильм в исторических декорациях. Почему вы выбрали именно такое визуальное решение? Были другие варианты?

— Вариантов было много. Как человек, который еще не выработал свой кинематографический язык, я искал разные возможности раскрыть эту идею. Были мысли перенести действие куда-нибудь в Сибирь или вообще поместить полную условность в стилистике «Догвилля», чтобы показать, что неважно, где это происходило, сколько было апостолов и прочее. Важно было попытаться докопаться до сути. В итоге, как я сейчас понимаю, мы выбрали компромиссное решение: снимали не в Израиле, а на Мальте, с намеренными неточностями — Голгофа в фильме намеренно не гора, а низина, апостолов меньше, чем в библейской истории. Сейчас, когда прошло время, я понимаю, что где-то не дожал, где-то нужно было сделать острее, жестче, чтобы передать посыл: не важна форма, важна суть.

— Почему вы все-таки решили отказаться от чистой условности?

— Чем чище метод, тем более заезженным он становится. Фон Триер сделал «Догвилль», и уже трудно туда нырять. Такие вещи редко появляются, и мне кажется, повторять их не очень хорошо. Поэтому я сам себя поместил в более комфортные обстоятельства. Я режиссер-документалист, и мне хотелось создать психологическую достоверность проживания: у персонажей грязные ногти, зубы, они общаются между собой на реалистическом, а не мифологическом языке.

— Вы называете себя режиссером-документалистом, но при этом сняли уже два игровых фильма. Еще не определились, что для вас интереснее?

— Мне интересно все. Я занимаюсь музыкой, у меня есть рок-группа. Я не считаю, что через тридцать лет должен быть мастером какого-то одного дела. Я просто хочу делать то, что мне интересно на данный момент. В свое время я мечтал быть режиссером игрового кино. Но так сложилось, что поступил во ВГИК на документалистику. Я подавал документы сразу на два факультета: игрового и документального кино. Прошел на оба, но в первом случае на платное обучение, а во втором на бюджет. В итоге выбрал документалистику, о чем не жалею, мне это очень многое дало. Сейчас мне ближе игровое кино, потому я стал пробивать готовые сценарии, сначала «Баги», потом «Иуду». К счастью, мне это удалось.

— Я видела «Баги» и документальную короткометражку«P.S. Рок» — в обеих этих работах прослеживается линия, которая потом продолжается в «Иуде». С одной стороны, предательство как личный выбор, с другой — система ценностей, в которой существует общество и которая влияет на каждого человека. Вам до сих пор интересна эта тема или это уже пройденный этап?

— До сих пор, только сейчас, может, в другом ключе. Может, не побоюсь этого слова, более взрослом, хотя, думаю, через десять лет я буду смеяться над тем, что сейчас говорю. Мне всегда интересен человек и общество — какой выбор человек делает внутри общества, которое нам всегда диктует, как жить и думать. Когда человек как-то абстрагируется от этого, он начинает сам к себе прислушиваться. У меня это делает и Иуда. Он вышел из игры, оказался за рамками общества, так же как и герой фильма «Баги». Правильно он сделал или нет — это уже другой вопрос.

— Вам самому удается встать вне общества?

— Я не настолько крут, чтобы быть вне общества. Я нахожусь и там и там — поэтому не могу проанализировать весь объем, но я пытаюсь делать какие-то «вылазки» за рамки этого общества, что-то увидеть, понять и возвести это в образ.

— Расскажите о своей группе «тОт», какую музыку вы играете?

— По стилистике это был инди-рок…

Иуда

— Почему был?

— Просто группа перерождается в совершенно другую форму, потому что я понял, что играть инди-рок мне сейчас неинтересно. Есть огромное количество музыкантов, которые делают это лучше нас. Мне интересно найти свой поэтический язык и облечь его в музыкальную форму. Я не считаю себя музыкантом, я такой песенник, музицирующий человек. Музыкант — это все-таки тот, кто свободно разговаривает именно на языке музыки. У меня в ближайшее время такого не предвидится.

— То есть для вас первичен текст?

— Не текст, а посыл. Вот есть, например, Rolling Stones. Что там первично — музыка, текст? Посыл. Сам концепт. Мне, конечно же, хочется двигаться в направлении, в котором форма и содержание переплетены. Вообще у нас в России таких людей очень много. А я пока в самом начале пути. Во всяком случае, надеюсь, что это так.

— Сколько лет существует группа, какая у нее история?

— История давняя, мы начинали еще в школе, то есть  в том или ином виде группа существует уже лет десять. В 2009 году мы записали саундтрек к фильму «Пятница. 12» и выпустили два сингла на одном лейбле — и в тот же момент развалились. Хотя вроде все было неплохо, мы дали концерты в «Би 2», в «Точке»…  Потом снова собрались, уже в новом составе, сейчас пытаемся найти некую новую форму. Надеюсь, что в этом году запишем на питерской студии «Добролет» полноценную работу, которую потом просто выложим в интернет. Не будем к этому коммерчески подходить. Мне даже интереснее сам процесс, чем потенциальные дивиденды.

Российское кино — либо из любви к искусству, либо из любви к деньгам. Обе любви очень сильные, и они никак не пересекаются

— Кстати, как вы относитесь к бесплатному распространению музыки и кино?

— Интернет диктует свои законы. Можно законодательно что-то как-то ограждать, но это бесполезно — даже если воде поставить заслон, она в какой-то момент все равно протечет. По моим наблюдениям, российский пользователь принципиально не хочет платить за аудио- и видеоконтент. Думаю, в будущем так и будет.

— Каким же способом автор может зарабатывать?

— Да никак. Например, в нашей рок-музыке уже давно никто не получает деньги за пластинки, даже самые крутые из крутых. Вот за фильм «Баги» я тоже ничего не получил, даже сам еще платил за дополнительные копии.

— Кто сегодня этот российский слушатель, зритель?

— Я предполагаю, что это очень небольшая прослойка населения России, условно говоря, интеллигенция, которая пытается соотносить свои мысли с мыслями других людей, будь то группа «Сплин», Борис Хлебников или еще кто-то. Это настолько узкий круг людей, что я даже не знаю, что с этим делать. Не знаю, кто посмотрит выходящего в прокат «Иуду». Ну, мои друзья, знакомые, еще небольшое количество людей… Например, недавно вышел фильм «Зимний путь» — хорошее, в общем, кино. Смотрю сборы — 11 тыс. долларов. Из них половина ушла кинотеатрам и еще четверть — прокатчикам. Они в минусе — 100 процентов. Авторское кино, музыка мало кому нужны, потому что у нас нет нации, которая куда-то движется, в которой есть разные, системно работающие пласты культуры. В Европе или Америке такие пласты есть: массовая культура, нишевая треш-культура, которая ей противостоит, культура авторского кино и музыки, которая питает ее идеями. Это пирамида, в которой все взаимосвязано и каждый пласт имеет своего зрителя и слушателя и за счет этого существует. У нас же абсолютно разрозненная система островов, где каждый выживает как может. Полный хаос. Впрочем, я считаю, что хаос — это вообще основа российского культурного движения.

— Поэтому вы занимаетесь клипами…

— Ну да, надо же  как-то зарабатывать деньги. Я мог бы сесть и обидеться. У меня даже был такой момент с «Иудой». Все шло очень тяжело, с безумными проблемами. Я, конечно, понимал, что не шедевр снял, но все же фильм получил приз за лучшую мужскую роль на ММКФ и других кинофестивалях — но это вообще никак не помогает. На тебя все смотрят с выражением: «Ты что, дурак? Ты думаешь, нам это важно?» С «Иудой» я ходил, как продавец пылесосов. Просто поставил себе цель, что фильм должен выйти в прокат. Меня выгоняют в окно, а я лезу через трубу. И как-то вот добился.

— То есть российское кино — это из любви к искусству?

— Российское кино — либо из любви к искусству, либо из любви к деньгам. Обе любви очень сильные, и они никак не пересекаются. Одни сильно любят искусство, и поэтому их фильмы иногда тяжело смотреть, а другие очень любят деньги, поэтому их фильмы тоже тяжело смотреть. Фильмы последних похожи на растянутый на полтора часа рекламный ролик — я имею в виду то, как это сделано: какие-то суперпричесанные люди произносят реплики, не имеющие отношения к реальной жизни, и неработающие шутки. Такая оголтелая киноиндустрия. Но я считаю, это нормально: ведь мы встали на другие рельсы только в 1993 году. Времени прошло так мало, что еще никто ничего не понял. А в России это обычная история: никто ничего не понял.