История буто начинается в 1959 году с хореографического спектакля Тацуми Хидзиката по роману Юкио Мисимы «Запретные удовольствия». Но лишь год спустя новый стиль получает название «танец тьмы» — на японском «анкоку буто», впоследствии сокращенное до «буто». «Мой танец родился из грязи», — неоднократно заявлял Хидзиката. Буто действительно не стремится к «высокому»: полусогнутые колени, ломаные движения, опущенные глаза, устремленный внутрь себя взгляд. Здесь нет места «красивости»: буто — это пластическое выражение страхов, подавленных инстинктов и неосознаваемых желаний, это исследование «темной стороны Луны».
За 50 с лишним лет это направление не раз менялось. Вслед за классическим буто первых лет с его укорененностью в японской культуре появляется его новая форма, где характерные для национального искусства движения стираются — танец выходит за пределы Страны восходящего солнца и распространяется по всему миру. Следующий этап — постмодернистское буто, которое, сохраняя первоначальную идею и эстетику, постепенно трансформирует отдельные элементы и правила. И наконец, эпоха постбуто, слияние японского и американо-европейского современного танца.
Crystal. Хореография Кацуры Кана
Актеры буто первых двух поколений выступали бритыми наголо, полуобнаженными и густо покрытыми белым гримом. Это было не только вызовом традиционному исполнительскому искусству, но и воплощением внутренней пустоты и отказа от всего лишнего. Позже, по мере взаимопроникновения западного и восточного искусства, эта внешняя специфика не то чтобы утрачивается, но отходит на второй план. Исполнитель вполне может выйти на сцену в деловом костюме, а бритой голове предпочесть косой пробор. Неизменными остаются базовые принципы:
1. Неизменно низкое положение тела, достигаемое с помощью полусогнутых коленей, наклоненного корпуса, множества движений сидя и лежа; отсутствие прыжков.
2. Бросающаяся в глаза замедленность всех движений вплоть до полной остановки. Исполнители буто нередко просто сохраняют какое-либо статичное положение; для них танец — не искусство движения, а заявление о существовании тела как такового.
3. Осмысление «археологии тела» — уникальный принцип стиля, заключающийся в извлечении жестов и поз, глубоко похороненных в теле танцора. К ним могут относиться и уродливые позы, и искаженные переходы между ними.
4. Концентрация внимания на внутренних переживаниях, наблюдение за собственным дыханием. Основоположники буто говорят, что танец призван поставить человека лицом к самому себе в настоящем времени и пространстве.
5. Отказ от зеркала для концентрации на внутреннем состоянии, а не на форме.
6. Неустойчивая постановка тела. В буто нет единожды заученных базовых позиций, тело не контролируется волевым усилием.
Даже для самой Японии феномен буто стал шокирующим и эпатажным. А когда в 1980-е годы новое искусство стало известно всему миру, оно оказалось слишком непонятным и революционным, чтобы широкий зритель мог принять его. Буто называли псевдоискусством, а над танцорами насмехались, считали их дилетантами, не владеющими техникой классического движения, а иногда и вовсе психически нездоровыми, дикими людьми. Те же, кто понял и принял новый танец, в большинстве своем были знакомы с японской философией, восточными школами, учащими созерцательности и сосредоточению на внутреннем состоянии.
Кацура Кан, мастер буто
— Буто исследует «темную сторону Луны» человеческого тела. Но важно, что когда мы говорим «темную», мы не имеем в виду какой-то негатив. Темное — это всего лишь та область, куда еще не проник свет, куда мы и направляем свет нашего внимания. В этом смысле буто очень похоже на буддизм.
Классические танцоры используют свое тело как инструмент для выражения себя. Танцоры буто позволяют телу выразить самое себя. Каждый поэт и художник ищут, что же такое человек. Я же ищу в человеке нечеловеческое. Об этом в том числе и мой спектакль Curious Fish. Вы знаете, Япония — страна синтоизма, мы верим в духов и призраков, и это очень в стиле буто.
Навык наблюдения очень важен для буто. Он позволяет видеть необычное в обыденном и найти новые слова в языке тела.
Буто доступно любому. Для того чтобы начать, не нужно специальной хореографической подготовки. В этом смысле танцор буто может быстро получить видимый результат. Но, разумеется, чтобы заниматься профессионально, крайне желательно, во-первых, физически укреплять тело, во-вторых, наблюдать и учиться видеть смысл и идею движения, в-третьих, заниматься у мастеров.
В буто 97% мусора. Так же как и в любом другом театре. Если вас попросить назвать лучшие театры мира, их будет очень-очень немного. Так же и в буто. Ты можешь создать свой стиль и называть его буто, но должен уметь объяснить, почему это буто. На свете тысячи фестивалей буто, но не стоит ожидать от них слишком многого.
Мы живем в модернизированном мире. К нему адаптировался наш мозг, но наше тело страдает. Буто помогает восстановить баланс между головой и телом. Оно может быть непонятным, но оно всегда интересно. Обычно первое время публика пытается лихорадочно понять, что происходит, но потом что-то происходит, и зритель начинает видеть и слышать. И создавать свою историю. Не старайтесь думать о смыслах и значении, просто почувствуйте атмосферу происходящего. Проникните в мечту танцора, которую он раскрывает перед вами.
Хотя изначально буто танцевали только мужчины, в буто нет гендерных ограничений. Скажу больше: я считаю, что XXI век — это век женщин. Именно женщины сейчас могут подарить миру богатство восприятия и дать свободу действий и выражения.