В насыщенную программу из одиннадцати спектаклей среди прочего вошли и премьерные постановки молодых режиссеров, и один еще неоконченный спектакль — в формате, который принято обозначать английским work-in-progress. «Московские новости» рассказывают о четырех новых спектаклях, показанных на фестивале.
«Вечера на хуторе близ Диканьки. Отменяются»
Постановка Алексея Размахова и Филиппа Виноградова, молодых режиссеров мастерской Дмитрия Крымова, не столько спектакль по тому или иному произведению Гоголя, сколько попытка поделиться размышлениями: как подступиться к классику сегодня? Кто его герои? Что он сам за человек, в конце концов? Часовая постановка — это и серия зарисовок «как можно ставить Гоголя», и нетривиальное исследование его творческого пути, жизни и смерти. Серьезное по содержанию и ироничное по форме.
«Гоголя можно ставить так», — провозглашают участники спектакля, и на сцене появляется свиная голова, которую один из артистов начинает безжалостно кромсать топором. «Гоголя можно ставить так» — на заднике возникает огромная проекция картины Александра Иванова «Явление Христа народу». Она, правда, не помещается на экране полностью («понимаете ли, гранта «Открытой сцены» не хватило»), и актеры вынуждены то и дело подставлять дополнительные холсты, чтобы зрители получше разглядели нужный фрагмент — на котором изображен Гоголь. «Состоялась ли встреча Гоголя с Мессией?» — задаются актеры вопросом. После сложных манипуляций с изображением — замены пейзажа, перестановки и удаления героев — приходят к однозначному ответу: «Нет. Могла бы. Была близка. Но нет, не состоялась».
Aurora. Хореограф Олег Глушков
Aurora. На острове небесных сетей
Пластический спектакль хореографа и режиссера Олега Глушкова родился из занятий сценическим движением со студентами четвертого курса ГИТИСа и навеян пьесой японского драматурга Тикамацу Мондзаэмона «Самоубийство влюбленных на острове небесных сетей». Спектакль при этом бессюжетный и скорее передает состояния любви — то лиричной, то надрывной, то созерцательной и погруженной в себя, то разрушительной. В постановке Глушкова много статичных сцен — танец как бы замыкается на самом себе, и это только усиливает внутреннее напряжение. Впрочем, описывать хореографическую постановку дело неблагодарное: слова упрощают и уплощают танец и совершенно не передают ту эмоциональную атмосферу, которая держала зал на протяжении всего спектакля. Но достаточно сказать, что редкая сцена не сопровождалась аплодисментами, — и это при том, что среди зрителей тысячного зала, по ощущениям, было довольно много неподготовленной публики, не избалованной современной хореографией.
«В ожидании Годо». Режиссер Кирилл Вытоптов
«В ожидании Годо». Work-in-progress
Перед началом спектакля режиссер Кирилл Вытоптов попросил не судить строго — спектакль не завершен, финала еще нет, многое может измениться: «А то, что вы сейчас увидите, — это скорее открытая репетиция». Зрители которой приглашаются в соавторы — их реакция по ходу спектакля и наблюдения после вполне могут определить решение тех или иных сцен.
Вытоптов помещает героев пьесы Беккета в полупустую комнату обычной квартиры. Диван, барная стойка, торшер, засохшая новогодняя елка, заменяющая Мировое древо. В квартире нет ни дверей, ни окон, герои появляются ниоткуда, как будто вырастая из земли, — то ли они всегда там были, то ли, наоборот, их вообще никогда не было. Четверо неудачников, каждый из которых пытается доказать другому, что именно он достоин счастья и что для этого ему вовсе не нужно общество остальных. И тем сильнее они цепляются друг за друга, парализованные страхом полного одиночества.
«Академия театрального зрителя» в постановке Арсения Эпельбаума
«Академия театрального зрителя». Избавление от театрофобии
Интерактивная театрализованная лекция Арсения Эпельбаума — один из самых веселых проектов на фестивале. Начинается все мини-фильмом о страшной судьбе Ксенофонта Эйхельбаума, который в детстве настолько был напуган кукольным спектаклем, что не только надолго стал театрофобом, но и абсолютно потерял социальные навыки. Но однажды избавившись от страшного недуга и вновь обретя способность к общению, он понял, что дело его жизни — лечить от театрофобии других. А их в России, по данным Ксенофонта, порядка 90%. Лучший способ здесь — на пальцах объяснить театрофобу, как все утроено в театре, на «наглядных пособиях» показать, чем балетный артист отличается от оперного и драматического и как с ним обращаться (оперным, например, нужно аплодировать до выхода на сцену — «иначе не выйдут»), как вычислить в толпе режиссера (шарф и очки) и как понять, что этот странный человек хотел сказать своей постановкой.
Спектакль адресован прежде всего детям, которые живо реагировали на все объяснения и включались в общение с Ксенофонтом (он же Арсений Эпельбаум). Взрослые же лектору активно подыгрывали и вместе с детьми с удовольствием «учились» кричать «браво» и бросать на сцену цветы.
Расписание ближайших спектаклей смотрите на сайте проекта «Открытая сцена»