20418
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
22749
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
12065
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3805
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
8092
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
6704
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
4039
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2974
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
12043
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
9499
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
7485
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
7916
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
5293
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
4049
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
3144
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
3069
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
4017
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2862
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2879
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
4382
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3814
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2683
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2307
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
4357
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
4342
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2860
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2921
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
3350
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
3124
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2969
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
3171
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
5571
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
4065
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3703
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
3128
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
09:54 05/12/2012 Елена Барышева 0 115

Хосе Баутиста: «Я играю по фотографиям как по нотам»

Известный визуальный композитор Хосе Баутиста — о том, как написать музыку к фотографии

Из архива Хосе Баутиста

— По образованию вы композитор. Почему решили писать музыку к фотографиям и вообще заниматься мультимедиа?

— Какое-то время назад я жил в Японии. Там произошел случай, который полностью изменил мой взгляд на вещи. Один человек по имени Тошихиро Ошима предложил мне написать музыку к его фотографиям. Мне это показалось очень странным. Раньше я писал музыку к фильмам, но для статичных иображений - никогда. В общем, к его двадцати фотографиям я написал около тридцати минут музыки — я сам не верил в то, что у меня это получилось. Но вышло очень неплохо.

Освоив музыку и немного — фотографию, я захотел дальнейшего развития этих двух направлений, хотел соединить их между собой. В один прекрасный момент мне посчастливилось завязать знакомство с Георгием Пинхасовым из агентства Magnum. В первый раз я встретился с ним для совместной работы в Париже. Но выяснилось, что мне предстоит написать музыку не для фотографий, а для его видео. Он все время его снимает.  На цифровую камеру, на IPhone… В итоге получился проект Crystal. Насколько я знаю, это произведение скоро станет частью ретроспективы по Пинхасову в «Гараже».

Хосе Баутиста

Родился в 1975 году в Барселоне. Окончил консерваторию по классу фортепьяно. Изучал фотографию в Испании, несколько лет работал в Японии, где в числе прочего впервые написал музыку к фотографиям Тошихиро Ошима. В настоящее время сотрудничает с фотоагентствами NOOR, Contacto, Eyes in Progress, MSF. Его аудиовизуальные работы были опубликованы в журналах TIME, Le Monde, El Mundo. Его работы получили немало наград, включая Гран-при на конкурсе LENS Culture Multimedia Award за мультимедиа «Грозный, 9 городов» и специальный приз жюри за работу  «Гаити» на международном фестивале короткометражных фильмов на Майорке.
Хосе Баутиста подготовил мультимедиа для таких известных фотографов, как Георгий Пинхасов, Юрий Козырев, Пеп Бонэ, Стенли Грин, Гийом Эрбо и другие.

— Как придумываете музыку к фотографиям?

— Я считаю крайне важным разговаривать с фотографом перед тем, как приступать к работе. Я трачу гораздо больше времени на беседу, на то, чтобы составить в письменном виде сценарий того, что я буду делать дальше, чем на то, чтобы непосредственно смонтировать мультимедиа. Только после того, как у меня в голове есть ясная, четкая картина того, что хотел сказать фотограф, я могу соединить это с музыкой.

Здесь всегда важно помнить, что фоторепортаж и аудиовизуальное произведение – это две разные истории. И у меня, как у композитора, должно быть право выстраивать фотографии в том порядке, в котором мне кажется верным с точки зрения музыки, звука… Скажем, я беру 20-30 фотографий, которые мне присылает фотограф по электронной почте, распечатываю их (очень люблю работать с фотографиями на бумаге). Выкладываю их перед собой на пианино вместо нот. И пишу музыку, в процессе расставляя фотографии так, как я считаю наиболее подходящим для музыкального произведения. 
И еще один очень важный момент — я много внимания уделяю звукам. У меня всегда с собой есть диктофон, на который я записываю свою библиотеку звуков.

Gueorgui Pinkhassov :: CRYSTAL from Kanseisounds on Vimeo.

— Вы беретесь за любую тему?

— Я в профессиональном плане достаточно привередливый человек, насколько я могу себе это позволить. Во-первых, для меня очень важно взаимопонимание с человеком, который является автором. Ведь помимо фотографов я работал с художниками, скульпторами, создавая особую атмосферу для их произведений. Если такого взаимопонимания нет, то работать крайне сложно. Во-вторых, если речь идет о фоторепортажах, то для меня чрезвычайно важно на 100 процентов понимать историю, которую хочет рассказать фотограф. И события, которые он вкладывает, понять, почему он построил фоторепортаж именно таким образом. Если я вижу, что мы с ним этого взаимопонимания достичь не можем, то я не могу почувствовать, понять эту историю.

С фотографией я работал практически как хирург — разбирал каждую в отдельности, смотрел, где яркие тона, где идут контрасты, искал определенный тембр для звучания, и пытался выразить это через музыку

— Фактически, вам приходится работать и психологом. Выслушивать фотографа, из массы его впечатлений и воспоминаний откапывать самое главное, суть…

— Когда я делал проект «Грозный: 9 городов», у нас было три фотографа, три женщины, которые далеко не всегда были согласным между собой. Для меня было очень важно, чтобы результаты работы всегда были последовательны. Это получалось далеко не всегда. Приходилось им очень много помогать, налаживать диалог… И, надо сказать, что порядочное время спустя, когда мы все закончили, они мне сами признались, что наша совместная работа была похожа на сеансы психоанализа. Зато в итоге – непохожая ни на одну история о девяти чеченских городах. Девять отдельных произведения, связанных между собой. Своего рода симфония или сюита, если хотите.

— Вы много работаете с русскими фотографами. Это случайность или личная симпатия?

— Мне действительно нравится с ними работать. Но то, что я делаю это так часто, скорее результат что они чаще других ко мне обращаются, ценят мое творчество. К примеру, как-то мой друг, испанский фотограф Пеп Бонэ познакомил меня с Юрием Козыревым из агентства NOOR. Он в свою очередь попросил меня заняться этой работой, я с удовольствием согласился. Но, честно говоря, удивился, когда он сказал, что в России этим никто не занимается. В итоге вместе с Юрием мы подготовили совместный проект об Ираке. Затем по мотивам той съемки появилось еще одно произведение, On the Revolution Road, посвященное арабской весне.

— А вам удалось для себя выявить какие-то особенности русской фотографии?

— Безусловно, особенности есть. К Юрию Козыреву это относится в меньшей степени, потому что он репортер военный и работает как документальный фотограф. Но есть какие-то вещи, которые стоит отметить. Когда российские фотографы делают фоторепортажи, для них мне очень просто писать музыку. Я быстро понимаю, что они хотят сказать. У них есть особенности визуального восприятия, работы со светом…

Чтобы объяснить это, позволю себе начать немного издалека. Работая с японцами, я обратил внимание на то, что японская фотография достаточно абстрактна. Они в большей степени уделяют внимание форме, не содержанию. Это игра света, цвета… Примерно то же самое, что мы можем видеть у Пинхасова. В этом плане он достаточно японский фотограф. Поэтому то, чем я занимался в самом начале, было попыткой перевести игру света и цвета в звук, в музыку. То есть я работал практически как хирург – разбирал каждую фотографию, смотрел, где яркие тона, где идут контрасты, искал определенный тембр для звучания, и пытался выразить это через музыку.

После того, как я поработал в Японии, я пошел курсы документальной фотографии в Мадриде. Мне хотелось понять, как пишутся фоторепортажи, как в них закладывается тот или иной сценарий. И уже после этого, когда я стал вплотную работать с русскими фотографами, я заметил, что они при подготовке фоторепортажей закладывают в них не только продуманный сценарий, но и вот эту самую игру света и цвета в определенном ритме. Это как ритм повествования. И у каждого фотографа, у каждой школы он свой. И если брать французских, американских фотографов, с которыми я работал, это ритм достаточно грубый, и воспринимается он тяжелее. У русских фотографов он мягче, при том, что темы могут быть достаточно разные, в том числе неприглядные.

Anima || Animus (teaser) from Kanseisounds on Vimeo.

Тошихиро Ошима. Anima/Animus (первая аудиовизуальная работа Хосе Баутиста)

— Кстати, о темах. У вас есть ощущение, что Россия мировому сообществу интересна только своими негативными фотоисториями?

— Вообще я с вами согласен, есть такое ощущение. Когда мы работали над проектом про Чернобыль, приуроченный к 25-й годовщине катастрофы, я обратил внимание, что помимо нас схожими историями занимались еще двадцать человек. То же самое с Чечней.  И действительно создается впечатление, о чем я нередко говорю со своими коллегами, что все в России плохо.

Но надо сказать, что и в самих российских фотографиях — почти в каждой — есть элемент грусти и тоски. Именно поэтому мне нравится Георгий Пинхасов, потому что у него нет этого «грустного» элемента.

— Далеко не все фотографы умеют снимать фотоистории. Можно ли подготовить мультимедиа для одиночных кадров?

— Мой самый первый проект как раз был сделан с одиночными фотографиями. Полчаса треков, двадцать фото… Когда я все это подготовил, то пришел к фотографу и спросил его – ну что, моя работа готова, но как ты это будешь показывать? Он сказал: не волнуйся, у меня есть решение. Мы распечатали фотографии, повесили их в галерее на стены, и под каждой разместили небольшому айфону с моей музыкой. Все возможно, ищите ход.

— В России аудивизуальные слайдшоу практически не представлены в СМИ, чего не скажешь о западе. В чем причина, мультимедиа сложнее для восприятия?

— Сложности восприятия таких произведений на самом деле нет. В свое время мы с Пепом Бонэ организовали концерт на Майорке, где он живет. Я играл на пианино, а на стене концертного зала транслировались его фотографии. На мероприятие было примерно 300-400 человек. И большая часть из них никогда не ходила на выставки. Они действительно не интересовались фотографией, не приближались к этому. И вы знаете, после концерта к нам подходило очень много людей. Они говорили, что сегодня могли впервые понять и оценить, что такое настоящая фотография. А помогла в этом именно музыка. Эффект от мультимедиа очень большой.

INTO THE SHADOWS TEASER from Kanseisounds on Vimeo.

— Назовите, пожалуйста, режиссера, фотографа и композитора, которые  вас вдохновляют.

— Это самый сложный вопрос… Сегодня утром, пока меня везли из гостиницы в редакцию, у меня было ощущение, что я попал в какой-то фильм или сказку. Я ехал на машине, падал снег, мой первый приезд в Москву… И по радио заиграл Рахманинов. Это настолько подходило к ситуации, что на тот момент он и был моим любимым композитором. Но если говорит в целом, то мне очень нравится Бетховен. Он силен тем, что вкладывал очень много труда, анализа в свои произведения. Возможно, есть более талантливые люди, тот же Моцарт. Но я ценю Бетховена, потому что он трудился и вкладывал себя в свои произведения до самого конца. Завершенность в музыке очень важна. Я тоже очень много работаю, и мне это близко.

Из режиссеров мне нравятся многие, но из современных больше всего привлекает Аки Каурисмяки. Он из Финляндии. Я полюбил его уже после того, как научился работать с видеопроизведениями, понял, как они составляются, как закладываются идеи, как рассказывается история. Он снимает с одной стороны просто, а с другой — красиво. Очень хорошо и логично излагает сюжет.
А из фотографов… Ответить сложно, потому что все фотографы разные. Но я, пожалуй, остановлюсь на Пинхасове.

— А вам нравятся его работы в Инстаграм?

— Нет, если честно. Здесь даже вопрос не столько к Пинхасову, потому что сами по себе фотографии хорошие. Мне не очень нравится среда, в которой он их выкладывает. Недавно Георгий спрашивал мое мнение об Инстаграме… Отвечу вам то же, что и ему. Эта программа очень сильно обрезает те возможности по свету, цвету и форме, которые есть у художника. В Инстаграм фотографии обычно строятся вокруг одного предмета. Но при этом Георгий видит гораздо больше, улавливает полную композицию… И вместо всего этого мы получаем только маленький кусочек. Инстаграм очень сильно принижает мастерство этого человека. Фотография гораздо шире, чем один предмет, который находится в ее центре. И размывать все остальное не стоит.

Видеозапись лекции Хосе Баутиста в пресс-центре РИА Новости вы можете посмотреть здесь https://mn.ru/culture/20121204/332079167.html